Доктор Дизайнер

09 сентября 2008 10:00:00

Поликлиника дизайна

Есть мнение, что в Петербурге цена на дизайн и рейтинговость агентства - первое, что определяет выбор подрядчика. В то время как в Москве, например, выбор исполнителя сейчас происходит по другому принципу. Андрей Баранов, директор РА Gradi, рассказывает, что в первопрестольной «серьезные» рекламодатели начинают отказываться от работы с крупными агентствами и все чаще обращаются в небольшие студии. Цель – уйти от шаблонов и прийти к креативному решению своей задачи. Петербург же – город консервативный, поэтому уважающие себя заказчики предпочитает обращаться в студии с громкими именами.

Эксперты отмечают, что на данный момент рынок дизайнерских услуг в Петербурге насыщен за счет большого количества агентств, дизайн-студий разного калибра и фрилансеров, которые не дают спать спокойно крупным игрокам рынка, демпингуя и формируя у заказчика неверное представление о стоимости той или иной работы.

Если не брать в расчет «свободных художников», участников рынка можно условно поделить на две категории. Первые – это те, кто позиционирует себя как дизайн-студии и основную ставку в спектре своих услуг делают именно на дизайн. Среди них - d.n.k. design lab, Deza, Logomotiv, O-design и другие. «Мы – дизайн-студия в чистом виде, - говорит директор студии Deza Илона Колтынюк. - Занимаемся полиграфическим дизайном, экспо-дизайном и сопутствующими услугами, так или иначе связанными с дизайном».

Вторая категория - компании, которые не позиционируют себя как дизайн-студии, но дизайн – серьезная составляющая их бизнеса. К ним можно отнести Design Bureau Volga Volga, Asgard, Great, «Иллан», Zero, Gradi, Folx и ряд других. Например, Asgard называет себя агентством, которое занимается брэндингом, неймингом, корпоративной айдентикой, промышленным дизайном, созданием упаковки. При всем при этом графический дизайн, по словам генерального директора Asgard Давида Авакяна, – основное направление. «Графический дизайн – это и прибыльно, и интересно для нас, а мы предпочитаем заниматься тем, что интересно», - комментирует он.

Gradi тоже позиционируется как рекламное агентство. Его директор Андрей Баранов, раскладывая по полочкам взаимосвязь дизайна с другими направлениями своей деятельности, вывел следующую логику услуг своего агентства: «Дизайнерский проект основывается прежде всего на разработке коммуникативной платформы и позиционирования. Следующий этап – брэндинг. Далее – нейминг и все, что из этого вытекает: лого, элементы фирменного стиля, упаковка, система идентификации».

Asgard

В рекламном агентстве Great дизайн не выносят в верхние строчки списка своих услуг. По словам его креативного директора Дмитрия Макарова, возможности агентства позволяют делать акцент на типографских услугах, BTL и креативе, неотъемлемой частью которого дизайн, тем не менее, является. «Петербургские заказчики чаще нуждаются именно в дизайне, поэтому так или иначе он, как направление нашего бизнеса, необходим», - комментирует он.

За комплексным обследованием – комплексное лечение

Как бы кто ни позиционировался, все участники сходятся на том, что дизайн сам по себе сегодня уже не существует. Он давно стал частью маркетинговой политики рекламодателя, стоящей на четко разработанной креативной платформе. Это подтверждает директор рекламной группы Folx Антон Вебер, говоря о том, что сегодня востребован «цельный продукт, построенный на трех составляющих – маркетинговой, креативной и дизайнерской».

Продукт работы дизайн-группы – это не искусство ради искусства. Прежде чем его создать, дизайнер должен четко представлять себе целевую аудиторию, рынок, на который будет выводиться брэнд, конкурентов клиента. Поэтому практически все уважающие себя студии сегодня сами предварительно исследуют рынок перед выводом продукта и разрабатывают стратегию дизайн-проекта.

Design Bureau Volga Volga

Екатерина Москаленко, руководитель проектов Design Bureau Volga Volga, отмечает, что спрос на дизайн стабильно высок, и в агентстве чисто дизайнерские проекты занимают около 50% от всех заказов. Но представители Design Bureau Volga Volga, как и многие другие участники рынка, на сегодняшний день больше заинтересованы в сложных проектах. «Внутренние тенденции агентства таковы, что все чаще мы отдаем предпочтение проектам с высокой степенью осознания стратегической (коммуникационной) составляющей в дизайне», - добавляет она.. Собственно, по этой причине крупные и средние дизайн-студии предлагают не просто дизайн, но и работу по созданию айдентики, брэнда. «Дизайн в отрыве от понимания контекста коммуникации и от стратегической составляющей теряет смысл и функциональность, - говорит Екатерина Москаленко. - Поэтому в последнее время, мы все чаще разрабатываем не логотипы, а корпоративную идентичность, не товарные знаки, а брэнды».

Folx

Стоит отметить, что переход от чисто дизайнерских проектов к брэндинговым не случаен; многие международные агентства, специализирующиеся на брэнд-стратегиях выросли из дизайн-студий. Екатерина Москаленко приводит в пример Wolf Ollins, которое в свое время провело ребрэндинг «Билайна» и МТС. «Усложняется по сути тот же продукт - так как переход от corporate identity к brand-identity очень логичен», - говорит она. Креативный директор студии Deza Александр Суворов рассказывает, что если раньше дизайн-студии продавали решения узконаправленных задач, используя конкретный инструментарий, то сегодня заказчик готов покупать идеи для решения комплексных задач. При этом студии часто берут на себя сопутствующие дизайну работы – от верстки и взаимодействия с типографией до логистических операций, связанных с доставкой готовой продукции клиенту.

Многие заказчики предпочитают заказывать дизайн в агентствах полного цикла, которое обслуживает их и по другим направлениям. Комплексный подход, с одной стороны, выгоден для дизайн-студии и удобен для клиента. «Разбивать» функции по выполнению разных услуг, связанных с дизайном, для разных компаний – это трудно, - говорит директор по маркетингу компании «Атриа Россия» Юлия Кравчук. - Если говорить о целостности восприятия брэнда, целесообразно, чтобы за все этапы производства дизайнерского продукта отвечали одни и те же люди. Я – за комплексные услуги, так как в этом случае легче получить желаемый результат».

С другой стороны, не всем агентствам это удается и не все заказчики готовы на это пойти. «Как ни странно это звучит, но до сих пор в городе практически невозможно найти компанию, которая делает широкий спектр работ на стабильно высоком уровне при адекватной стоимости услуг, - считает директор по маркетинговым коммуникациям группы компаний «М-Индустрия» Алексей Топольницкий.- Если бы таких студий и агентств было больше, то, скорее всего рекламные отделы крупных компаний сильно бы подсократились». Некоторые заказчики готовы «разбивать» работы для разных подрядчиков, экономя при этом бюджет. По словам Алексея Топольницкого, за счет этой сегментированной оптимизации затрат можно значительно повысить эффективность расходования бюджета в целом, и соответственно, оправдать работу в штате своей компании менеджера по рекламе.

Прогноз по общему состоянию

Эксперты считают, что спрос среди заказчиков на дизайн-услуги весьма высок, поэтому никто из участников рынка не собирается отказываться от этого направления своей деятельности.Спрос на услуги дизайнера растет прямо пропорционально экономическому росту в стране, промышленному развитию. Если кто-то и не ставит дизайн во главу угла – то только по причине технологических возможностей и особенностей собственного позиционирования. По мнению генерального директора рекламной группы «Иллан» Сергея Пикуса, в принципе можно прожить на дизайне без дополнительных услуг – все зависит от «аппетитов агентства».

По мнению участников, в недалеком будущем на рынке произойдут некоторые изменения. Получат развитие новые услуги: Александр Суворов считает, что дизайн будет развиваться в сторону цифровых технологий, Павел Сивохин, арт-директор Design Bureau Volga Volga, прогнозирует интерес заказчиков к анимированным знакам, Давид Авакян говорит о том, что, по мере восстановления в стране производства, актуальным станет промышленный дизайн. Интересно, что, несмотря на то, что дизайнеры в последнее время чаще отказываются от исполнения отдельных проектов в пользу комплексных, спрос на первые все равно будет. Дмитрий Макаров рассказывает, что есть сегменты, которым необходима только дизайнерская часть коммуникации – например, ритейл, ресторанный бизнес.

Новые игроки на наш рынок, по мнению ряда экспертов, тоже придут. Антон Вебер считает, что это будут, прежде всего, маркетинговые компании, крупные зарубежные агентства, которые будут зарабатывать на комиссии в качестве байеров. Уже сейчас крупные агентства становятся работодателями не только для других РА, но и для дизайн-студий. При этом он не верит в то, что в Петербурге появятся российские «монстры» дизайна – по мнению Антона Вебера, заказчикам федерального масштаба удобней и платить, и требовать с «одного юридического лица», каковым и является крупное РА. «А потом, самые крутые дизайн-студии мира достаточно малочисленны с точки зрения штата, так как длинные управленческие и производственные цепочки здесь неэффективны», - поясняет он. С Антоном Вебером согласен Давид Авакян, утверждающий, что на петербургском рынке есть место для больших профильных компаний. Станислав Москаленский, директор по развитию Design Bureau Volga Volga, это также подтверждает: «В Питере мало крупных студий с которыми можно работать, когда клиенту требуется большой объем работы в ограниченные сроки. Один вопрос о стоимости в Питере можно решать неделями».

Gradi

Некоторые участники говорят о том, что необходимо укрупнение бизнеса. Александр Суворов, например, ратует за объединение российских дизайн-студий в национальные агентства – это, по его мнению, облегчило бы осуществление проектов в регионах.

Цена вопроса

Цена, как говорилось выше, в Петербурге зачастую является решающим фактором при выборе подрядчика. Заказчики сходятся на том, что в Северной столице уровень цен достаточно адекватный. Петербургские дизайнеры, наоборот, считают, что цены на их услуги занижены.Например, создание логотипа в дизайн-студии в среднем по городу стоит 100 тысяч рублей, если заказывать в сетевом агентстве – в два раза больше, в то время как в московском агентстве – 350 тысяч рублей. Петербургский дизайнер получает в среднем 30-35 тыс. рублей в месяц, западные специалисты работают в основном на условиях почасовой оплаты, получая в среднем 75 евро в час. Словом, петербургским ценам есть куда стремиться.

Если говорить о «повседневных» дизайнерских проектах, например, по созданию фирменного стиля, цена на дизайн складывается из следующих составляющих: время дизайнера, помноженное на количество дизайнеров, плюс аренда оборудования + аренда помещения + прибыль студии. Многие ориентируются на цены конкурентов - «уважающих себя агентств».

В чем радостно сходятся участники рынка дизайн-услуг – так это в том, что цены на дизайн растут и будут расти. Например, Александр Суворов прогнозирует рост примерно на 50% в год. Рост цен на дизайнерские услуги связан в том числе и с инфляцией, ростом арендной платы, аренды оборудования, транспортных расходов, заработной платы дизайнеров. Антон Вебер рассказывает, что за последний год заработная плата его сотрудников выросла на 30%, аренда – на 40%.

Great

Между тем, радость дизайнеров по поводу повышения цен на их услуги далеко не всегда разделяют заказчики. Мало того, что приходится увеличивать рекламный бюджет, им бывает непонятно, за что, собственно, они должны платить эти деньги. Ведь часто клиент – это специалист своего дела, не включенный в дизайнерский бизнес и не всегда имеющий представление о специфике этого рынка. Рекламодатель, особенно начинающий, задается вопросом, почему с него просят такие огромные деньги за «загогулину, которая называется логотипом». И неужто это так трудно – нарисовать «картинку» для макета, что за это просят безумные по его понятиям суммы? Подливают масла в огонь предлагаемые студиями услуги, не совсем понятные заказчику.

Например, создание брэнд-бука. За создание «книги книг» разработчики берут 40-50% от стоимости фирменного стиля. Ее необходимость они объясняют тем, что свод макетов, шрифтов, цветов и правил по их использованию упрощает в дальнейшем отношения заказчика с типографиями. Но часто случается так, что готовый брэнд-бук оказывается у заказчика на дальней полке невостребованным. Происходит это потому, что у данного конкретного клиента на самом деле не было необходимости в создании брэнд-бука, такая необходимость была, скорее всего, у его авторов. «Брэнд-бук нужен при разработке «большого продукта» или компаниям, создающим филиалы в регионах или разных точках мира. Часто в наличии этого документа испытывают необходимость транснациональные компании, - рассказывает Антон Вебер. - Мы разрабатывали брэнд-бук для компании, имеющей 150 точек по всему миру. Необходимо было адаптировать фирменный стиль для разных стран, на трех языках, сохранив единое целое». В таких случаях разработка брэнд-бука оправдывает себя, во всех остальных, по словам Антона Вебера, бывает, приходится отговаривать заказчика от этой затеи.

Иллан

Екатерина Москаленко рассказывает, что иногда и у представителей агентств нет понимания того, зачем нужен брэнд-бук. «Клиенты иногда рассказывают истории про агентства, которые при разработке новых позиций брэнда даже не заглядывают в брэнд-бук или гайд-бук, направленный им клиентом».

Часто предметом разногласий становится плата за использование в проекте лицензионных программ, на которые сейчас переходит большинство дизайн-студий. По словам Станислава Москаленского, клиент не любит платить за лицензионные шрифты и имиджи. Причина – непонимание того факта, что любая картинка или шрифт имеют своего владельца. Как рассказывает Станислав Москаленский, на переубеждение заказчика обычно уходит много времени.

Вносят сумятицу в тему рыночных цен и несколько портят настроение представителям студий и агентств сильно демпингующие фрилансеры. По словам первых, иногда заказчик говорит примерно следующее: «Зачем я буду делать у вас логотип за 100 тысяч рублей? Лучше сделаю у Васи из соседнего подъезда за $50». Представители крупных студий предпочитают с такими клиентами не спорить и отправляют их к Васе, не преминув напомнить о страдающем качестве по низкой цене....

Поставить корректный диагноз и вылечить

Взаимоотношения дизайнера с заказчиком стали уже притчей во языцех. Заказчики часто жалуются на то, что дизайнер в процессе работы надевает маску непонятого художника с большой буквы и не стесняется выливать на голову клиента ушат презрения в ответ на претензии к работе. Иногда рекламодатели недовольны и тем, что дизайнеры предлагают всего один-два варианта проекта, не понимают специфику бизнеса, создают шаблонный дизайн.

У дизайнеров, в свою очередь, тоже есть свои требования к клиентам. Антон Вебер говорит о том, что в Петербурге очень слабо развит так называемый «Институт Заказчика», добавляя, что неплохо было бы ввести в дизайнерских вузах факультет или хотя бы курс заказчика, что, например, развито в архитектуре и строительстве. Как правило, «приемщики» дизайнерских проектов, менеджеры компании-заказчика, не имеют ни специального образования, ни элементарного понятия о дизайне, поэтому решения принимают на основе субъективных предпочтений. И часто бывает ситуация, когда клиент изначально не понимает, что он хочет получить в результате.

С одной стороны, чтобы предотвратить расхождения в видении задачи и цели, существует бриф. Но с другой стороны, заказчики порой вносят в него недостоверную информацию, что в результате может повредить только ему самому. «Бывают случаи, когда заказчик пишет о себе неправду, - рассказывает Илона Колтынюк. - Например, что он - «лидер» в своем сегменте, хотя очевидно, что это не так – он только выходит на рынок и у него три человека в штате». По словам Илоны, бывает и другая крайность, когда представитель компании заполняет бриф, как налоговую декларацию, занося в него «правильные», стандартные фразы о «молодой, динамично развивающейся компании» et cetera.

Deza

Андрей Баранов рассказывает, что менеджеры, отвечающие за взаимодействие с дизайн-студиями, кочуют из компании в компанию и переносят с собой с места на место одни и те же шаблонные корпоративные ценности, миссию компании, от которых должен отталкиваться разработчик дизайн-проекта. Понятно, что при этом теряются индивидуальные характеристики продвигаемого продукта или компании, а значит – и весь смысл дизайнерской работы. По этой причине в последнее время представители дизайн-студии активно участвуют в написании брифа, а иногда даже берут эту работу целиком на себя.

Сравнивая себя с доктором, дизайнеры говорят о том, что прежде чем корректно поставить диагноз и выбрать курс лечения, врач должен получить максимум информации о состоянии здоровья больного. Дизайнер тоже нуждается в объективной картине, но часто этому мешает недоверие заказчика. Менеджеры компании-рекламодателя не всегда готовы дать дизайнерам необходимые данные, несмотря на то, что последние не претендуют на владение конфиденциальной информацией. Но, по словам Давида Авакяна, дизайн-студии не нужна конфиденциальная информация о компании-заказчике. Чтобы грамотно выстроить брэнд, дизайнер должен знать о ситуации на рынке, для которого продукт предназначен – о конкурентах и конкурирующих товарах. Пригодится ему и история компании, ее корпоративные правила. «Лет 6-7 назад у руля компании стоял, как правило, ее владелец. Он мог дать нам довольно много информации, потому что понимал, что имидж его компании – это отражение его самого, - рассказывает Андрей Баранов. - Сегодня мы работаем уже с наемными менеджерами, у которых совсем другая мотивация. Нам пришлось учиться разговаривать на их языке».

«Менеджерская» специфика проявляется и в любимом многими заказчиками тестировании дизайн-проектов. Часто фокус-группы не дают объективного результата из-за их неправильной организации. Бывает, что участники тестирования высказывают не свое мнение, а то, которое, на их взгляд, может понравиться топ-менеджеру. Поэтому имеет смысл анализировать не ответы участников, а их первую реакцию, и доверить эту работу лучше профессиональному психологу. Кроме того, не все дизайн-проекты поддаются тестированию. По словам экспертов, если упаковка нуждается в тестировании, то восприятие логотипа сугубо индивидуально.

Некоторые заказчики меняют агентства как перчатки, другие предпочитают работать с одним агентством постоянно. В последнем случае, по мнению дизайнеров, есть определенный критический срок, который наступает примерно после трех лет сотрудничества, когда лучше разойтись: либо заказчик начинает «капризничать», либо дизайнер уже не видит для себя интересных перспектив в этом проекте.

Спасительная инъекция

Петербургский дизайн сегодня как бы «стоит» на развилке – с равной степенью вероятности он может пойти по двум разным путям. Например, Станислав Москаленский видит такие перспективы дальнейшего развития: «Вариант первый - рынок Питера становится частью федерального пространства, сюда приходят международные сети, открывают офисы московские банды дизайнеров. Вариант второй - Питер остается периферией российского рекламного рынка». Чтобы второго не произошло, видимо, нужна некая оздоровительная инъекция для участников рынка. В первую очередь – необходимо поднять образование специалистов на более высокий уровень, воспитать у них «незашоренность» сознания и умение понимать задачу. И во вторую – «воспитание» заказчика, которому уже пора отличать хороший дизайн от слабого, понимать реальную стоимость работы дизайн-студии и культуру взаимоотношений с партнерами.

 

Ольга Кирсанова

AdLife.spb.ru

Сайт о рекламе в Санкт-Петербурге

Обсуждение

Сергей Славинский // 09 сентября 2008 - 13:31:38

Ольга, за материал спасибо.
Вопрос: если (в рамках статьи) большинство высказывающихся не владеет управленческой / маркетинговой / брендинговой терминологией, стоит ли говорить о путях развития отсутствующего, на мой взгляд, рынка? Поясню. Я говорю не о дизайне как таковом, а о коммерческом продукте, где помимо дизайна есть маркетинг и менеджмент, есть бизнес-процессы и собственный глоссарий. Мне пока не встречался с коммерческим продуктом - начиная от процесса создания брифа до процесса учета затрат и выстраивания финансовых отношений с заказчиком. Все проекты ведутся с нарушением договоренностей и с той и с другой стороны. Получается не готовый продукт, а "кот в мешке" за неизвестное вознаграждение...
Может лучше начать с создания рыночных механизмов (пусть даже в рамках агентства) -то о чем Вы пишете в конце - выстраивания культуры взаимоотношений? И только потом формировать ценность продукта, состоящего не только из картинок, полученных на год позже, чем расчитывали, пусть даже по вине клиента?

Про сам дизайн я уже недавно писал - российский дизайн вторичен в силу исторических причин. Мы пропустили не только 70 лет развития, но и утратили саму культуру дизайна. Российский дизайн будут формировать выпускники западных школ - итальянской, швейцарской, английской. Но не сейчас. И никак не те, кто стоит сейчас у руля дизайна. Это данность, отрицать которую было бы глупо.

Тоже самое и с менеджментом, который по-факту отсутствует. Это чувствуется как только агентство вырастает. Несмотря на разговоры о собственном позиционировании большинство компаний (смотрим портфолио) делает все для всех. Тем не менее, мировой опыт и лучшие практики однозначно определяют путь развития отрасли - это можно не принимать, но бесполезно игнорировать. Четкое разделение на стратегов, позиционирование+нейминг+идео огия, айдентика, упаковки и коммуникации+продакшн. Всего пять видов компаний (разных). которые находятся вне рамок одного холдинга и предлагают разные услуги (не пересекающиеся). Это оптимальный, хоть и не простой способ работы. Но он позволяет собирать в рамках одной компании лучших компетентов. Иначе - никак. Агентства "полного цикла" - это нижний ценовой сегмент...

И развитие для питера - формирование нишевых продуктов. Мейнстрим остается в москве (для федералов и иностранных компаний). У питерского рынка должна быть своя специализация. Или его просто не будет...

Дмитрий Ермышев // 10 сентября 2008 - 07:34:19

Ольга, статья замечательная. Спасибо.
Сергей, соглашусь, что всегда создание креатива, дизайна и прочего - это кот в мешке. Но так уж повелось. Дизайн студии обещают одно, заказчик на самом деле хочет другое, а на итоге получается то, чего никто не ожидал. Но ведь не факт, что это плохо. Иногда так очень достойные работы появляются на свет.
То что у нас нет школы дизайна - факт. Но у нас и культуры его потребления нет)) Еще не все готовы за хороший дизайн платить хорошие деньги.

s/nob // 10 сентября 2008 - 08:05:15

2СС Почему постоянно возникают попытки впрясть телегу впереди лошади? Откуда может возникнуть предложение при отсутствии спроса? Нет рынка - нет конкуренции - нет рекламы - нет рекламного дизайна. Есть отмывка - есть откаты - есть оформиловка и вкусовщина. А любые бизнес-надстройки - позиционирование агентств, бизнес-процессы, менеджмент являются вторичными к собственно бизнесу.

Золотько Иван // 10 сентября 2008 - 09:27:54

Целиком и полностью поддерживаю СС (а также ЛДПР, КПРФ, СР, ЕД:) ).
Все занимаются всем. Хотя отрацать, что узкая специализация позволяет, как минимум, аккумулировать в ней свои знания и опыт по меньшей мере глупо. Отсюда и "не тонущее качество" большинства работ или в лучшем случае редкая их посредственность. О менеджменте и маркетинге речи даже не идет. Скорее, все занимаются реализацией собственных абиций. Идти от обратного не хотят. Такой подход в диковинку.

Сергей Славинский // 10 сентября 2008 - 15:53:17

2s/nob - формулировка "спрос рождает предложение" безнадежна устарела для высококонкурентных рынков (это все кроме нефти, фактически).... Да - все это - отражение общего кризиса менеджмента (надотраслевого). Люди неспособны управлять своими активами в рамках снижения доходности (до нормальной). Отсюда - поиски компетентов: в маркетинге, менеджменте, рекламе... дизайне. НО! Их действительно почти нет. Те, кто по собственной воле последние 10 лет совершенствовал свое мастерство - их единицы. Остальные погрязли в рутине и не владеют пониманием современного дизайна.

Я уже не говорю о маркетинге - начиная с исследователей и заканчивая "стратегическим маркетингом" различных агентств. Это не питерская, а всероссийская проблема. Наш маркетинг начал не с того и обломался. Сейчас формируется new wave из вдумчивых и адекватных людей, которые знают механизмы и инструменты, а не только термины...

Мужик Борат // 11 сентября 2008 - 05:28:07

Как всегда - Славинский в роли Чаадаева, опережающий время, непонятый современниками. Остальные - в роли экспертов ситуации. Будто живем в сумасшедшем доме, а весь остальной мир белый и пушистый.
А слышали про откаты крупным западным корпорациям крупными агентствами, когда 10% от годового контракта на медийное обслуживание идет какому-нибудь челу из руководства. Что, думаете, там все из любви к Истине? Каннские Львы - некоррумпированное мероприятие? Ага, рассказывайте, Славинский, это восторженным второкурсницам...
Что за персонажи комментируют в материале ситуацию на рынке? Они же ее создают, они же и критикуют. Действительно, власть в сумасшедшем доме захватили сумасшедшие...

Сергей Славинский // 11 сентября 2008 - 07:12:52

Непонятый современниками? Глупость. Все работает. И не стоит путать бараки для нищих с сумасшедшим домом. Вы, Борат, просто задницу свою ленитесь поднять, офигевая от собственной крутизны среди своих почитателей. Это вечный спор кем лучше быть - "царьком" в маленьком, отрезанном ото всех княжестве или "крепким середнячком" в прогрессивном современном обществе. Изнутри - круто. Со стороны - глупо и смешно. Но это Ваш выбор, который, заметьте я не оспариваю. Я лишь говорю о том, что вокруг много интересного - и, главное, доходного для бизнеса. Только вот это с неба не сыпется и в рот не льется... Это надо заработать, сначала научившись...

А эта песня про коррупцию (да, есть), откаты (да, есть) - нефига не оправдание. Ныть, что все вокруг куплено - мы умеем. Но оставьте эти проекты тем (мы их хорошо знаем), кто из-за низкого качества работ не умеет делать по-другому. Они уйдут с рынка, когда в компании, размещающие заказы в этих структурах, прийдут компетенты, которым таког "Г" не нужно. Это вопрос 2-3 лет. Сейчас это уже очевидно. Иммено поэтму и смешно читать некоторые комментарии людей, страшно далеких от рынка, на котором они же работают. Рыночная близорукость...

В чем я не прав, кроме того что имею "иное" мнение, не всем приятное?

Мужик Борат // 11 сентября 2008 - 07:37:07

Какие компетенты придут? Экспаты? Которые тут же начнут пилить бюджет...Хотите примеры? Не здесь, а то начнется такой ор... Собственники бизнеса берут людей не по профессионализму, а по близости духа. Примеров, опять таки, миллион. Вы, Славинский, из тех людей, которые вечно всем недовольны. Их называют по-разному - критиканы, брюзги...по разному. Работать надо, это точно. Совершенствоваться.
А что о рынке услуг в Питере. Как же, изментися ситуация, когда "кормушка" поделена и попилена, и все крупные и интересные заказчики сидят со своими людьми. Рассказать,как уважаемое агентсво СПБ устравивало своих людей в компании "Форд", "Катерпиллар"? Как потом оно получило от этого же человека контракты на обслуживание? Сами знаете...

ab // 11 сентября 2008 - 07:49:47

Вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" - уже неактуальны и уже не в пику.....
Те, кто видит куда идти - идет. Кто знает что делать - делает.
Едва ли возможны в таком материале обобщения.
Нет совокупного ЗАКАЗЧИКА, как нет совокупного ГОСПОДИНА ОФОРМИТЕЛЯ.
А тенденции, которые справедливо подмечает С.С. - очевидны.
Как только заказчика посещает маркетинговая вменяемость помноженная
на хороший вкус и нехилое гуманитарный багаж, у рекламного сообщества вмиг
возникают БОЛЬШИЕ проблемы и сон становится ужасным.
И прекращается искусство ради искусства, и начинается создание творческого продукта ТОЧНО по маркетинговому брифу. И.....это начинает иметь место быть.
А все что ЕЩЕ НЕ ТАК (90%:-) ....), таковым стать обречено.

Нынешняя спокойная жизнь питерских успешных агентств зиждется на блатном фундаменте,
родственных связях и аппаратных фишках. Потоки заказов гарантируются
не уровнем рекламного продукта, а крепостью семейных советов...................... ............................. .............
и КАЧЕСТВОМ вашей записной книжки....................... ...
Изменяет эту (вполне :-) объяснимую) тенденцию рынок. Деньги вещь серьезная. Молодые предприниматели - люди резкие и несентиментальные. И, когда нужен реальный маркетинг и рекламный продукт, готовы достать требуемое немедля и из под земли.... И чем жестче рыночные битвы, тем лучше господам-оформителям.
Хотя и тяжело придется...

ab // 11 сентября 2008 - 07:58:22

2Мужик Борат
Если вам сегодня крупный холдинг предложит стать СВОИМ агентством,
вы, Мужик Борат, едва ли будете думать дольше, чем произносится предложение и, после того,
как предлагающий закончит вопрос, немедля воскликнете YES,
что ознаменует рождение Сэра Бората :-)

И что с того, что директора агентств выходят замуж за глав компаний :-) ?
Это лучше, чем главы компаний с женами-фотомодеЛЯЛЯми :-)

Сергей Славинский // 11 сентября 2008 - 08:03:36

Борат, когда начнете зарабатывать хотя бы треть от моего, мы поговорим... а пока все это глуповато смотрится. Да - я могу отличить хорошее от плохого и сказать - "ты делаешь полное г..". А Вы нет - потому как пока еще зависимы.

Про собствеников бизнеса - вы рассказываете страшные сказки. СКАЗКИ. Зато с удовльствием в них верите. Да, есть и родственники в бизнесе. Но в каком? Он вам интересен? Мне не интересны ни Форды ни Катерпиллеры - это прогнившая откатная система с бестолковыми рекламными потугами. Но я не ною, я ищу (и нахожу) других.

Более того, этих "других" - большинство. Вы просто не видте, не владеете информацией, но делаете выводы. Сейчас выгодно вкладывать деньги в реальный бизнес - не в квартиры, акции, золото и валюту, а в бизнес. Поэтому количество людей, жаждущих получить высокоэффективный инструмент по получению доходов - много. И денег ВСЕГДА достаточно. Когда банк говорит по поводу кредита в миллиард рублей - "почему так мало, давайте пять?" - это не кризис бизнеса. Проблема в том, что некому построить эффективный бизнес. Эмпаты - не годятся, приличные здесь не работают. Наших - на всех не хватает, поэтому зарплаты уже зашкаливают... Вы это видите? Я - да. Вы нет. Поэтому поверьте на слово (пока).

2ab - именно так. Поэтому есть повод только радоваться. Рынок дизайна пуст так же, как и рынок маркетинговых услуг. Конкуренция - только на уровне откатов. Там где их не берут - работать практически некому. Отличный результат получить не от кого. Эффективное решение проблем получить не от кого. Можно лишь потупив взгляд подписать акт сдачи-приемки, а вечером похрустеть очередной прибавкой к зарплате...

ab // 11 сентября 2008 - 08:16:46

2Сергей Славинский
Борат переживает кризис юношеского макимализЬма и..., бог даст, переживет,
если Надсоновщиной не заболеет. Впрочем, после рекламного цинизма в ЭМО как-то смешно... :-)

A toi
Твоя востребованность не с неба свалилась. Но, Сергей, начинающему
бойцу подчас трудно ПОВЕРИТЬ в твои слова, ибо опыт - сын ошибок трудных,
а ХРУСТ - он рядом... И для Бората от МАТЕРЬЯЛЬНЕЙ твоего опыта и мудрости....
Ему нужны какие-то ударные аргументы, которые перевесят печаль от семейных распилов....

Мужик Борат // 11 сентября 2008 - 08:24:23

Славинский, что вы все в кошеле лезете? Какую треть? Чем кичитесь, тем, что с таинственным видом пишите здесь, что есть, есть должности в маркетинге, за которые платят 300 000 рублей.? Есть , не спорю. Я их в Питере не знаю. Если будем меряться успешностью, Славинский, то знаете, ненамного я от Вас отстал.
Да и пустое это.

Золотько Иван // 11 сентября 2008 - 08:31:18

2ab: скорее всего, дело в пушающей действительности, к которой не все готовы по тем или иным причинам, в т.ч. малой компетентности своего бизнеса. Большинство сидит в норах, судорожно себе втирая, что изменений нет, что все по старому, все круто. Но это нормально, для человеческой природы...:)

Сергей Славинский // 11 сентября 2008 - 08:36:06

Не знаю, возобновятся ли семинары осенью... времени не так много свободного. Но позвал бы :-) Кейсов достаточно накопилось. А выбор между 100р сегодня и 1000, но завтра - это тоже определенная жизненная позиция.

Сергей Славинский // 11 сентября 2008 - 08:43:11

2Борат, просто все наоборт - я совершествуюсь, а вы брюзжите. При это указываете что и как делать, даже не зная, например, чем я занимаюсь. Это нормально, это показательно, я к такому привык :-). А кошелек - это показатель. Если мы такие умные, то почему такие бедные?
Успешностью меряться действительно пустое, так же как и вешать ярлыки. Но зачем пытаться оправдывать то, что есть, вместо того, чтобы стремиться к лучшему. Я попробовал, получилось. Теперь стою с флагом и машу "эй! все сюда! здесь интересно, ново, денежно...". На что получаю Ваше "не пи....те, ничего там нету". Может все-таки, не видно? :)

ab // 11 сентября 2008 - 08:47:35

2Золотько Иван
Иван. О какой пугающей действительности вы говорите?
Пугающей она была тогда, когда мне в конце 80-х -начале 90-х
нечем жену и детей кормить было, профессионализм нахйу никому не нужен был
и приходилось вместо преподавания в теплом но нищем институте возить тачки из чухляшки и кишки из Стамбула. Пугающей она была тогда, когда за лимонку в форточку... просили сотню зеленых и стакан водки...
Сейчас - другая песня. И когда я интересуюсь причинами скепсиса в юных очах :-) то
ответы хлопцев и дивчин меня сбивают с ног: им грустно от того, что не заряжают на поршах,
не в крушавелях тусуются....
Сейчас юный долбеоб открывает ногой двери офиса и ЖЕЛАЕТ стартовать с двух зеленых косарей и полного соцпакета за нихяунеделание. Но и получив это, он рассматривается смольнинскими отпрысками-распидзяями,
что тусуются днем на ямахах в жили-были, как люмпен-менагер....
Вы, Ваня, об этой их ТОСКЕ, об этой ПУГАЮЩЕЙ их действительности?

Золотько Иван // 11 сентября 2008 - 09:01:29

2ab: Нет. Не об этой. О таких крайностях я как-то даже и не думал. Я имел в виду скорее неотвечающий сегоднящнему (не говоря уже о будущем) дню уровеню знаний и опыта, и полное забивание на собственное развитие..если в кратце...

ab // 11 сентября 2008 - 09:19:28

2Золотько Иван
Эх, Ваня. Что тут сказать :-(
Ну не хочет в основной своей массе молодежь читать, говорить учиться нормально..
Писано на эту тему переписано.... И что толку?
Я уже даже как-то привыкать стал к их шизофриническому языку :-)
Тут психологам и нейролингвистам ответы давать пора.
Поколение - ПРИСТАВКА к: компу, телефону, плейеру. Поколение,
воспитанное картинками-иконками-междомети ми....
Кстати, рекламный рынок вовсю это эксплуатирует, и
общество потребления лихо затачивает коммуникации под офисные штампы
и уличный междометийный сленг.
Это, Ваня, матрица. Бодрияра почитайте. Да и старик Бредбери
в 451 по Фаренгейту это сто лет назад описал..........
Короче - все будет хеувее и хеувее. Точно. Толпы компьютеризированных
дебилов, злой мозг в башне под облаками и горста смельчаков
в канализационных люках сражаются за то, что не наступил полный пидзец.:-)

Золотько Иван // 11 сентября 2008 - 11:29:13

2ab: с таким настроением вы долго не протяните:) Отдохнули бы вы, где-нидуь на свежем воздухе...
Все не так плохо, по крайней мере у тех, кто этого хочет.

forever // 11 сентября 2008 - 11:35:04

Иван, Вы не обращайте внимание и не принимайте это всерьез! Это сильнее подействует на ab! быть может... Он тут всем книжки стариков разных читать советует

Тушканчик из ада // 11 сентября 2008 - 11:45:56

Иван, вы бы делом занялись, с клиентами работайте - они ждут от Вас коммерческих, медиа-планов. Продажами займитесь.

Alex PRO // 12 сентября 2008 - 19:31:23

Спасибо.
Есть о чем подумать и куда двигать цены.
Прикольно только то, что сотрудники-дизайнеры (креаторы = они же главные децсв.лица) из некоторых упомянутых агентств бегут - тк может выходная цена для заказчика и повысится (и повышалась) но з/п отнюдь.
И когда говорится о ср.з/п дизайнера в РА - было бы интересно услышать господ-хозяев - как это у них там?!
А дизайнерам, именно им, а не тем кто над ними типа руль, манагер или кто еще, не отличающий смик от вектора, дизайнерам пора объеденяться в профсоюз! Или что-то такое - братское движение за достойную оплату. И если диз-р и хирург, то пластический. А пластики получают (за ра ба тывают) гораздо больше 1т.евро на порядок.
_и вообще, говоря про "рост" - если посм. ср. зп за 90-е и 00-е - то она так и стоит на месте практически! Что значил 1000$ до 98г? а сейчас - ?!
Так что нестандартность решений тут ни причем, она не продает как таковая. Нужна идея, ее реализация и размещение на нужных носителях. А откатного типа менеджемент изгнил уже и вонять начинает. И потому хирурги-дизайнеры и идут не на_запах, а туда где свежо!
_а по поводу "понимания задачи" - кто ее вообще понимает и как?! Вы хотите сказать - менеджер?! Я пока таких не встречал!!!!
Просто пора перейти от войны и заглядывания в чужие конверты к совместной работе над проектом, а не раздором и выяснением кто прав. Учитывая новые и старые методы мотивации персонала.
Т.е. образовываться нужно всем звеньям - от начальника-комсомольца, манагера-официанта и дизайнера-хирурга.

Егоров Егор // 13 сентября 2008 - 08:25:32

"если посм. ср. зп за 90-е и 00-е - то она так и стоит на месте практически! Что значил 1000$ до 98г? а сейчас" - да, полностью согласен, вообще мне кажется сейчас рекламный рынок в петербурге переживает не лучшие времена, как раз потому, что нету кадров, я имею ввиду дизайнеров, арт директоров, в общем людей творческих профессий. Все кто прилично работает - ушли во фриленсеры, переехали в Москву. Так выгодней, так удобней.
У нас же сейчас в среднем дизайнер получает 25 тыс. руб. - это в рекламном агенстве. Карьерного роста практически нет. А вот в какой нибудь крупной компании, не связанной с рекламой, работать штатным дизайнером можно уже за 35-40 тыс. руб. Конечно можно говорить о том, что работать в рекламном агенстве намного интересней, но все это до поры до времени, к тому же я не знаю ни одного дизайнера, который бы не халтурил параллельно с работой, А все это мешает, мешает делать действительно качественный продукт.

Alex PRO // 13 сентября 2008 - 16:57:41

"Суворов прогнозирует рост примерно на 50% в год"
"Вебер рассказывает, что за последний год заработная плата его сотрудников выросла на 30%, аренда – на 40%."
=>...так что можно будет и заработать ))

"фирменного стиля, цена на дизайн складывается из следующих составляющих: время дизайнера, помноженное на количество дизайнеров, плюс аренда оборудования + аренда помещения + прибыль студии."
=> прикольно. Есть и обратное - я так знаю, что з/п дизайнера "у них" складывается из %% (15-25) от сделанной/принятой_успешной работы. Но вот казус - ценник выходной как говорят вырос, а з/п осталась. Процент чтоли упал, или кто-то пока "зарабатывает", как застройщики в свое время, взвинтившие все вместе цены на жильё, а потом к ним все пристроит.товары подросли соотв. Но пенку слямзить успели ))

Так что есть и будет куда расти и ценам и дизайнерам и их скорее не з/п, а гонорарам! тк труд всё таки творческий.
Удачи всем!
Дизайнеры СПб объединяйтесь!

тттааарраабаррщиик // 14 сентября 2008 - 18:04:05

Ольга, большое спасибо за материал!
как говориться, у правды "три" стороны (аверс, реверс и гурт),
первое - что касается цен, да, мало, качества немного, фриланс сбивает цены (хотя уровень не всегда так плох как о нем говорят, более того, грамотный фрилансер с отличным опытом может показать более достойную работу чем ДГ или РА), цены растут, но предоставляемый уровень ведь тоже должен расти, притом пропорционально! а у нас наоборот, РА подняли аренду, оно штат расширило, а уровень тот-же, но платить должны больше... странно как-то... хотите денег, работаете КАЧЕСТВЕННЕЕ!. полностью согласен с СС и ИЗ.
второе - все, все (из статьи) говорят все правильно, НО зная не по наслышке о проблемах этих РА как то непонятно, проблема есть, решение есть, но оно лежит в стороне и никто им не пользуются... у того же гради уже пол года нет АРТа... много лет нет "креатива",.... а цены оооооёёёёйййй... или очень спорный креатив от волги волги (веб пласт)... ит.д............
третье - профессионализм действительно убивает...тут сказать больше нечего...хотя есть еще люди которые готовы развиваться... ..............
to Борат, to Мужик Борат! прям так все плохо? прям все на откатах? (личный вопрос, скольких вы лично подсадили на данную иглу, дабы получить заказ?), и совсем нет возможности так как рынок попилин?...не правда, клиенты есть, более того, есть недовольные клиенты которых ни так трудно ловить ... меня всегда поражала мысль... если откат, значит реклама говно, а нельзя ее хорошей сделать??? можно и нужно, а то некоторые привыкли, раз откат.. значит можно халявить, все равно примут....

to Тушканчик.... прекращай ...ь всякую нести... либо по существу либо, к аиду обратно!

Alex PRO // 14 сентября 2008 - 19:17:28

"цены растут, но предоставляемый уровень ведь тоже должен расти"
может и должен уровень "эволюционировать",
но вот рост цен (на товары и услуги за последние года) никак не сказался на их повышении кач-ва, а для сохр. приемлемой цены кач-во упало (как у пива).
Так что рост цен по-моему в основном связан с общей инфляцией (за недвижкой конечно не поспеть), нежели с зарабатыванием добавочной стоимости от именитости РА или конкр.исполнителя. Ведь цены на рекламируемые товары (от хлеба до колбасы) выросли, а бюджет на РК в "наивном" планировании составл. %% от прибыли. Следовательно %% в абс. значении выросли.
Но вот приведенное* значение цен на диз. и креатив.-услуги по моим понятиям если не понизился - то хорошо!
----
* приведенное - если сравнивать разные товары, по их ценам в 90е и сейчас = цена сейчас на товар А / цену 10 лет назад, и тоже на товар В.
К примеру по недвижке мы получим 100... а по жетону метро 10-20. А по дизайну 2-3..
Вот и "ждите" кач-во при понижении цены! Либо жигули, либо мерс.

тттааарраабаррщиик // 14 сентября 2008 - 20:39:10

эт все понятно, кушать хочется...НО есть агенства, берущие непомерную плату, за предоставленный продукт, не стоящий этого... именно это я и имел ввиду!... качественный продукт/услуга стоит денег, здесь вопросов нет.... некачественный продукт, стоит столько сколько он стоит, и не более того!

Alex PRO // 15 сентября 2008 - 07:19:25

2 тттааарраабаррщиик: Теперь понял про качество и не_качество! Есть такое дело (и не только в дизайне, реламе, медицине, автомастерских и пр., да и не только в России). Всякое бывает. Город маленький - и все быстро узнают гед-что и как как про исполнителя, так и про заказчика (был один раз у меня клиент, как потом выяснилось в СПб с ним уже никто работать не хочет /по бренду/).
Как правильно заметили про палку о трёх концах - задача многозадачная...

Мужик Борат // 15 сентября 2008 - 07:34:12

А что такое "качественный продукт/услуга" в дизайне? Это когда сетевое агентстов делает макеты биллбордов за 25 000 руб. каждый (на макете лого Заказчика и простой имидж (коробка подарков) и слоган "Распродажа"), или когда через полгода такие же макеты делает по 3 000 руб. маленькое агентсво? Это когда крикливый и скандальный персонаж орет о "тихнологиях", а другой, тоже тот еще тип, спокойно, с кривой усмешечкой говорит, что дела в бизнес-процессах? Притом что скандалист и "лимитчик" явно в плюсе - работает в большой и успешной компании, а местечковый сноб с треском увольняется из крупного холдинга.
Нет оценки качества продукции,она есть по критериям графического дизайна,а по эффективности рекламного воздействия - нет.

тттааарраабаррщиик // 15 сентября 2008 - 10:09:23

to Борат:
щит щиту рознь! вчера в метро видел ECCO вский щит... на нем мужик, "богато" одетый, в начищенных ботинках, все вроде хорошо...НО, на заднем плане советская батарея и замызганный ковер... хотя вроде и фотосъемка была и верстка нормальная....а в итоге хрень! тот же пример, толи TJ кол. толи Carnaby.... черный фон, типографика и все! просто? да! вкусно? да! легко сделать? да!... а что лучше?

2 всем откатообсуждателям // 17 сентября 2008 - 05:54:59

как обычно начался вой агенств-неудачников про откаты, про то, что все куплено, про родственные связи... вот я работаю на рекламном рынке уже почти 10 лет, в разных областях, в разных компаниях на стороне клиента - но ни в одной, ни разу не было случая, чтобы кто-то где-то выбрал агентство за откат... Было несколько случаев когда приходили мелкие и неопытные агентства (начитавшиеся, видимо, эдлайфа) и пытались предложить откаты - и были моментально посланы раз и навсегда. Ни разу в общении ни с одним уважаемым агентством тема откатов в принципе не всплывала - я говорю об агентствах начиная от питерских "на слуху" и заканчивая московскими из топ10.
Так что песня про откаты - песня полноцикловых лузеров. А объясняется она легко - неудачникам нужна причина, чтобы оправдать свою бесталанность и свой непрофессионализм. Неудачники есть всегда - так что слушать эту песню нам еще долго. Но есть плюс - можно сразу идентифицировать эту категорию людей/агентств.

Типа, честному челу // 17 сентября 2008 - 06:59:43

скажу вот что - а как тогда ты на зарплату машину себе купил и отдыхать ездил в Турцию и Египет два раза в год? Квартиру отремонтировал тоже на зарплату?

Честный чел, не типа // 17 сентября 2008 - 11:24:55

Насчет Турции и Египта это Вы, батенька, промахнулись - предпочитаю места поприличней. И 2 раза в год не получается, к сожалению - работы по уши. А что касается зарплаты - то да, на нее родимую. Я ж говорю - работать учитесь, а не слюной брызгать - и у вас все будет.

Грин // 07 октября 2008 - 10:31:37

Вот почему 400км северовосточней нашего города, в чуть мение славном Хельсинки, ребята за вменяемые деньги делают работы ровно в два раза ... вскуснее ... чем горазно большее количество человек в городе на 800 км юговосточней. :(

Alex PRO // 07 октября 2008 - 11:17:11

2Грин
_ага и получаем от не_знатоков кириллица то Билайн, то вкусные (нормальные человеческие) яйца в квадрате...
Зачем же тогда бренды об_русевают? Гнали б свой ДоСирак и БлюВатер?..
Вкусность-вкусности рознь. Дайте пример.ы. Чтоб ыбло что обсуждать.
(Продажная) реклама должна продавать.
Как собственно и (продажная) журналистика, PR, политика и пр. - PRO-давать.
Вот когда этого не происходит (не продается) - то и думаем чому.
А от одного дизайна (лого или упаковки) чтото и завист. Но если товара нет у поставщика или фура перевернулась - то при чем тут дизайн? 4Пи маркетинга и еже с ним.и.

Тот же Найковский свош - 18долларов, студентка. НО - кач-во товара, позиционирование, и пост.р.кампании!!!
А IBM лого - уже 20 тыщ. долл - заказано у проффа. Но тоже - для успешности марки - кач-во товара, позиционирование, и пост.р.кампании!!!

Так что, нужна скорее комплексная терапия (или профилактика), а не только доктор-дизайнер, врач-журналист или спец.по общим вапросам...

А если денег жалко (заказчику), а он сам покупает мерс а не запор, то что ж на дизайн кивать. С чем пришел - то и получил.

wnfoubq // 12 октября 2009 - 12:55:10

nS408H <a href="http://esaneifwrgdv.com/">esaneifwrgdv</a>, [url=http://oapcdeidwzhc.com/]oapcdeidwzhc[/url], [link=http://cwkqzzkglsnj.com/]cwkqzzkglsnj[/link], http://ifnunsuavvrn.com/

Новости

 08   сентября 14:30:18"РиОМАГ" дает "штуку"
 05   сентября 12:57:21Party Mix завлекает вкусом
 04   сентября 16:30:17С Новым годом, TRAFFIC!
 04   сентября 15:52:56Точка пересечения G
 03   сентября 16:17:09Sinebrychoff готовится к зиме
 03   сентября 10:00:00Прокатимся с «аншлагом»
 02   сентября 14:58:58С Новым годом, Volga Volga!
 02   сентября 12:29:30Trinet зажёг звезду
 02   сентября 10:00:20Лаконичное молоко
 01   сентября 16:07:16 Metro покажет момент истины
 01   сентября 15:19:03С Новым годом, "МедиаСеть"!

Обсуждения

Используете ли вы ненормативную лексику на рабочем месте?

Постоянно

Иногда

Всё зависит от заказчика/агентства, с которым работаю

В крайних случаях

Никогда