Андрей Кислюк

13 июля 2007 16:00:00

Для людей, связанных с аудиорекламой и радио, имя Андрея Кислюка более чем знакомо. Создатель скандальных работ для кабаре «Хали Гали» и гимнов корпораций, автор подавляющего большинства роликов «МегаФона» и основатель собственной  творческой мастерской отвечает на вопросы AdLife.

- Расскажите, чего обычно хотят заказчики?
- Чаще всего клиенты просят сделать для них яркую работу, но параметры у яркой работы, как известно, могут быть совершенно разные. Если говорить о жанре, это совсем не обязательно песня – я могу назвать огромное количество ярких речевых работ. Просто в основе большинства радийных форматов лежит песня, и с этим приходится считаться.

- Вы считаете «песенный» ролик безусловным преимуществом?
- Если песня нужна ради стиля, ради характера, то, безусловно, нужно. Если петь - лишь бы петь, это полная туфта. В нашем эфире много таких роликов, в них как раз пение ради пения, лишь бы было весело. И у меня есть ролики, где поют просто так, без особой цели – и мне они не нравятся. Я не думаю, например, что надо петь про «Ягуар» или «Мерседес». Сравните, насколько лучше смотрится игровой ролик.

Скачать ролик

- Значит за игровыми – преимущество...?
- Тут другая сложность. Главная беда игровых роликов – неестественные диалоги. «Дорогой, а где же ты купил такой катер?» - так ведь люди не говорят! Пускай уж лучше это будет «прямая» реклама. Очень сложно найти такой диалог, который бы выглядел правдиво. В результате его и не прочесть с листа нормально. Поэтому, кстати, мы всегда показываем промежуточный сценарий заказчику.

- Каким образом?
- Приезжаем к ним...

- И поете в офисе?
- Да, пою или выразительно читаю. Для каждого ролика «МегаФона» мы устраиваем презентацию, и это несмотря на многолетнее сотрудничество. Мы аранжируем музыку, читаем, поем, чтобы было понятно, с какими интонациями все будет звучать в эфире, какой  ритм должен быть… Ведь есть много всего важного, помимо смысла.

Скачать ролик

- Существует мнение, что к телевизионному ролику заказчики относятся чрезвычайно трепетно и все отслеживают, а радиороликам должного внимания не уделяют…
- У нас есть такие клиенты, с которыми мы слушаем каждое слово, с которыми вместе думаем, обсуждаем каждую деталь…

- А заказчиков можно разделить по каким-то параметрам?
- Есть одна очень сложная черта, которая свойственна очень многим клиентам. Если предлагаются варианты сценариев ролика, то выбирается тот, который мы делали «на всякий случай», для подстраховки. Безошибочно. Поэтому мы очень тщательно относимся к тому, что несем на презентацию. Если есть сомнения в варианте – лучше его не показывать. А если заказчик начинает выламывать руки, заставляет делать то, что на наш взгляд не приемлемо, в таком случае лучше просто расстаться.

- И часто выламывают руки?
- Да. Это касается как эстетических, так и этических моментов. А я не хочу чувствовать потом себя виноватым за сделанную работу, которую услышат тысячи людей. Но здесь тоже есть нюансы – вот мы делали ролики для «Хали Гали», но не мы создавали имидж этого кабаре, нам нужно было только сделать звуковую картинку под уже существующий формат.

- И часто вы отказываетесь?
- Только когда возникают принципиальные вопросы. А вообще, с адекватным клиентом всегда можно найти компромисс. Но есть очень упертые заказчики, которые говорят: «Мы хотим делать только так и никак иначе». А зачем я тогда вам нужен?

- Вы занимаетесь рядом направлений аудиокоммуникаций. Какой вид любите больше?
- На самом деле, ролики я люблю меньше всего, а вот холды, удерживающие звонящих на телефонной линии, мне делать очень нравится! Бывает, что люди висят на холде, чтобы узнать, сколько стоит, например, валик или краска. Ничего хорошего в ожидании, конечно, нет. Но, по крайней мере, с холдами людям не так скучно.

Есть и другой вид заказчиков – они заказывают холд просто для прикола, потому что у них – ограниченный круг постоянных партнеров, которые им могут позвонить. Это своеобразная подпись, знак своим.

Скачать ролик

- А почему вам холды больше нравятся, чем ролики?
- Значительно больше возможности работать над характерами. В чем суть нашей работы? Мы заняты эмоциями, а не перекладыванием текста на музыку. Если кому-то нужен обычный ролик по собственному сценарию – можно нанять хорошего артиста, который сам прекрасно слышит, где у него плохой вариант, а где хороший. И просто сделать с ним совместную работу. Мы в этом случае не нужны.

Возвращаясь к холдам, для «Хали-Гали» мы тоже его писали, и для звонящих этот холд очень важен, потому что он помогает понять, туда они звонят или нет, стоит ли идти им в это место вообще. Если им не понравился холд, то они и не придут. Кстати, в «Хали Гали» принудительно давали этот холд слушать тем, кто звонил – чтобы отсеять «не свою» публику.

Скачать ролик

- У Вас отношения с радиорекламой завязались со времен вашей работы на «Рекорде»?
- Нет, на «Рекорде» я работал совершенно не на своем месте, я вообще ничего не понимаю в этом. Дело в том, что когда ты программный директор, ты должен музыку любить, а я её не люблю.

- То есть как?
- Я ее по своей воле никогда не слушаю, потому что повеситься можно – я не могу под нее отдыхать. При этом я охотно слушаю любую музыку, когда работаю. А когда отдыхаю и начинает звучать музыка….я напрягаюсь и невольно начинаю придумывать, как бы там слова можно было поставить, кому она подходит… В общем, сразу начинается сочинительство.

В итоге, с «Рекорда» я ушел, потому что программный директор должен быть форматным человеком, а это не про меня. Когда я говорю, что не люблю музыку, можно также сказать, что мне нравится любая. Я нейтрален – может, поэтому я понимаю, подходит ли определенная музыка определенному человеку. Это мы уже перешли к теме частных заказов. К примеру, когда я пишу песню на свадьбу, встречаюсь с людьми, они рассказывают трогательную историю знакомства, любви… и я пишу песню «под них».

На «Рекорде», кстати, я более плотно занялся аудиорекламой, хотя даже когда я работал в театре, у меня уже были рекламные халтурки…

- А потом?
- Пошел на «Европу плюс», работал там звукорежиссером – причем только летом, там было очень много поточной работы – собственно, в мои обязанности входило записывать артиста, подкладывать под всё это музыку.

- Говорят, многие заказчики пишут ролики на радио. Для чего же тогда нужны агентства, которые специализируются на создании аудиороликов?
- Я считаю, что на радио делать ролики неправильно. Моя задача как автора - отстоять права клиента, а они далеко не всегда совпадают с интересами радио. Много раз у меня на «Европе плюс» было так, что они не хотели брать ролик из-за музыкальной подложки – говорили, что не в формате радиостанции. А говорить в тишине нельзя! И очень сложно было убедить, что у радиоролика нет никакого формата. Хотя радийщиков тоже можно понять,  звукорежиссеры на радио - служители своего формата, и если они делают неформатное промо, то они просто разрушают сам образ станции.
Опыт Запада подсказывает, что на радио продакшны не нужны – а если и нужны, то только для эфирной «одежды», ведь в эфире всегда что-то происходит, появляются новые программы, которым нужно промо, новые проекты самой станции...

- Так почему у нас все же больше заказывают в продакшнах при радио?
- У нас такая ситуация: человек, неискушенный в производстве, звонит туда, где он слышал ролик – то есть на радио. Ему там говорят: «Мы вам сделаем ролик бесплатно, только за размещение с вас возьмем». И делают. И сказать, что это плохая работа можно только после того, когда не было ожидаемого результата. А никто этим не занят. Именно поэтому это «бесплатно» и существует.
Частенько бывает, что компании не преследуют каких-то глобальных задач, делая аудиоролики – им просто надо, чтобы это прозвучало, потому что, например, им обещали информационный бартер – так пусть прозвучит. Таких людей я понимаю, когда они записывают свое сообщение в виде ролика на радио…

- А радийщики часто какие-то еще условия диктуют продакшнам?
- Помните «Два месяцааа без абонееентской плаааты, Мегафон»? (поёт). Мы предлагали заказчику: «Давайте это разместим три раза в одном рекламном блоке - и будет отлично». Так никто же не позволит этого сделать! Хотя два раза позволили - и это уже неплохо, потому что уже есть ощущение, что рекламный блок - наш. Ролик длится 5 секунд – и больше не надо, потому что одним предложением мы уже все сказали.

- Что Вы придумаете для аудиоролика изначально? Идею?
- Образ. А идея возникнет по ходу. Если в ролике задействованы разные средства – это хорошо. Есть ещё, например, шумовые ролики.

Скачать ролик

Руководствовались тем, что дверь дорогая, так что на цену в ролике делать акцент бессмысленно - сказать, что дешевая нельзя, сказать, что дорогая, - глупо. Надо искать другой выход… И мы просто обратили внимание на себя. Дверь купят в магазине. А наша задача - позвать, спровоцировать звонок.

- Похоже, вы занимаетесь аудиовизуализацией?
- Мы просто делаю аудио, используя слова, музыку и различные оформительские штуки. Пожалуй, Вы правы – это именно визуализация.

- Давайте поговорим про тенденции на этом рынке.
- Рынок становимся более цивилизованными. Когда я начинал, идеи не стоили ничего. Пленка у нас почему-то стоит денег, а голова режиссера - нет, это идиотизм. Я вижу тенденцию к улучшению ситуации - те, кто искушен в этом, кто понимает, на каком поле воюет и насколько все непросто, начинает это ценить. Сейчас вот, например, приходится всем писать оригинальную музыку, потому что соблюдаются авторские права…

- Это сколько же новых мелодий вы пишете в месяц?
- Мы сейчас не очень много пишем рекламных роликов. Если десять в месяц – уже хорошо. Лучше сделать что-нибудь хорошее, чем много чепухи. Да и цены у нас не маленькие. А вот раньше я писал по десятке роликов в день… Порядка 80 часов аудиороликов уже скопилось…

Скачать ролик

- А как найти образ, у вас есть рецепт?
- Всегда хорошо разговаривать.

- С заказчиком?
- Прежде всего – с заказчиком, а потом – с коллегами. Собеседнику надо доверять, надо говорить с ним на одном языке, и тогда будут хорошие идеи и образы.

- Одному идею не придумать?
- Придумать можно, но соавтор – это всегда хорошо. У меня есть поговорка любимая: «Художник силен тем, от чего отказывается». Если есть действительно много разных вариантов, а не перепевок одного и того же, отказываться – хорошо. Есть из чего выбирать.

- А что может убить идею?
- Ханжество и тупость. Мы очень долго изворачивались, как же сделать ролик ресторану «Солод и хмель», понимая, что слово «пиво» в дневном эфире говорить нельзя. Придумали разнести «Пи» и «во» в песне. Заказчик говорит, мол, понятно, что там пиво есть. Так и прекрасно! Закон-то мы не нарушаем! Если нельзя говорить слово «пиво», то вообще нельзя рекламировать этот ресторан – солод и хмель – это же и есть пиво. Ну или только ночью ролики выпускать в эфир…

А бывает, что к музыке начинают придираться, предлагают ноты посчитать.

Скачать ролик

- Как Вы определяете самого себя?
- Мне нравится придумывать образы. Я люблю слово «художник», хотя боюсь его по-настоящему применять к себе. Если бы не было особого возражения у больших художников, я бы назвал себя художником.

- А кого Вы называете большими художниками?
- Тех, кто стремится сделать больше, выйти за рамки обычного.

- Но Вы - свободный художник?
- И да, и нет. Я не хожу на работу в общепринятом смысле слова, не сижу где-то от и до. Но с другой стороны, я работаю в команде, мы зависим друг от друга, а это уже обязательства. Видимо, поэтому я могу работать только с проверенными, со «своими». Очень боюсь чужих людей - именно в сотрудничестве. Сейчас у нас подобрался очень хороший коллектив. Наташа Соловьева отвечает за корпоративные праздники, Николс (Леша Николаев) закрывает музыкальное направление, мы с Иваном Квасовым сочиняем… Да и все остальные сотрудники живут и работают очень дружно.

- Вы счастливы?
 - «Что нужно человеку для того, чтобы встретить старость? Хорошая жена, хороший дом» (смеется) А у меня еще замечательный сын, интересная работа и прекрасные коллеги. Я делаю, что хочу, и получаю за это деньги. Конечно, счастлив!

Беседовала Валерия Кузнецова
AdLife.spb.ru

Сайт о рекламе в Санкт-Петербурге

Обсуждение

Дмитрий К. // 13 июля 2007 - 13:45:00

Андрей -"веселый роджер от музыки...
-дружище, ...держи нос по ветру, а хвост пистолетом))
Д.К.

Борат Сагдиев // 16 июля 2007 - 05:50:16

Андрей - настоящий профи! Молодец!

ab // 16 июля 2007 - 08:52:46

подумалось:

очень много о процессе
совершено ничего о человеке
какой-то "служебный роман"
по сути весь материал укладывается в: "Я делаю, что хочу, и получаю за это деньги. Конечно, счастлив!"

Прохожий // 16 июля 2007 - 10:11:14

Бабушкин, а вам завидно что ли?жаль, что у вас, видимо, не получается делать, что хочу, получать за это деньги и быть счастливым. Поэтому и льется желчь из вас непрекращающимся потоком.
счастья вам, александр )

ab // 16 июля 2007 - 10:53:53

2Прохожий

сударь :-) мимо кассы.......
Мне не нужно объяснять, кто такой Андрей.
Это необходимо подрастающему поколению.
Мое недоумение адресовано Валерии - неужели Андрей не захотел открыться?
Интересен путь..... Буква А. Здесь сразу - Я.
Впрочем, Лукас тоже начал с последнего ЭПИЗОДА....... :-)
Продолжение следует....?

Валерия Кузнецова // 16 июля 2007 - 11:18:54

2 ab

Знаете, Александр, я подумала - сколько можно копаться в прошлом людей? И вообще надо ли это? Гораздо интереснее жить сегодняшним днем (и спрашивать об этом) и транслировать СЕГОДНЯШНИЕ взгляды - в частности, Андрея. А то ведь они и поменяться могут под воздействием разных факторов. Ну а кому интересен его путь (то бишь биография) - непременно спросит у яндекса - как известно, там "найдется все" :)

ab // 16 июля 2007 - 11:31:01

2Валерия Кузнецова //

ясно, понятно
why not?
в конце концов Андрей сам так решил........наверное....
действительно, зачем все эти рефлексии?
в нашем в высшей степени цивилизованном сообществе на самом деле неуместны проявления
мещанской сентиментальности :-)
ничего личного - только БИЗНЕС :-)

ab // 16 июля 2007 - 14:06:25

2Валерия Кузнецова

"Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье......"

rasta mouse // 22 ноября 2007 - 12:12:02

Читаешь - гуру.
Слушаешь - уровень так себе...
Аудио не впечатлило. Так что не совсем понятны все эти охи и ахи в адрес юбиляра.
Не сотвори себе кумира.

Алиса // 25 марта 2010 - 21:30:18

Воплощать идеи с не хилым резонансом - это работа мечты)

Новости

Обсуждения

Используете ли вы ненормативную лексику на рабочем месте?

Постоянно

Иногда

Всё зависит от заказчика/агентства, с которым работаю

В крайних случаях

Никогда