Блоги

Пучки сладкой зелени.

AS is..., 16 декабря 2010 19:24:11

Начав свою «блистательную карьеру» в смутные 90-е, я столкнулась с зарождающимися отношениями между производителем и дизайнером. В те времена они были трогательные и наивные, сродни чувствам крепких крестьян, приносящих пяток яиц, маковый калач и курочку бабушке-знахарке: подмогни! Посоветуй, как? Пошепчи над водой, над зерном, чтобы рожь уродилась обильная, да скоту потравы не было! И чтобы покупали мои продукты хорошо на рынке, потому что для людей стараюсь!

Мои заказчики (солидные мужчины и женщины, директора молодых предприятий или новые менеджеры возрождающихся старых), трепеща, отвечали на вопросы, боясь самолично заполнять мой, хе-хе, самопальный «бриф». Отвечали, запинаясь, боясь сглазить свое детище, созданное а)производить что-то нужное, б) приносить славу, ц)и (скромно потупив глазки) прибыль...

Рекламных фирм в те времена было раз-два и обчёлся. Узнав по сарафанному радио о хорошей фирме, делающей неплохие рекламные мелочи, — визитки или листовки, — народ валил валом в геометрической прогрессии. Приходилось сидеть ночами, чтобы выполнить личные планы по работе и не обидеть хороших людей, надеящихся на меня, как на тут бабку-макабку.

Шептала, гремела содержимым карандашницы, варила зелья колдовские из крепкого чаю с лимоном (для нейростимуляции и бессонницы), резала вручную картон и самоклейку, рисовала на обрывках бумаги неясные символы будущих логотипов, слагала слоганы...
Фирма, в которой я работала, стремительно богатела, развивала новые отрасли, заполоняла рекламными материалами город...

Её успеху стали завидовать, а то ж... people are people. На вольном рынке начали появляться и другие рекламные фирмы, обещавшие златые горы всем, кто к ним придёт и оставит заказ.

Вот с этого момента, я полагаю, и началось обесценивание отношений производитель — творец. Образно выражаясь, появились новые бабки*, помоложе да попривлекательнее, просящие за свои услуги всего лишь пучок петрушки, но зато во всю Ивановскую восхваляющие свои магические силы. И понёс народ новые бабки, — пучки сладкой зелени, — новым бабкам, в душе своей радуясь такому повороту событий. А то как же! Если сам еле держишься на плаву, али жаль злата из сундуков отдавать за сомнительное действо, то можно и подешевше найти!

А новые бабки* старались вовсю! (*во всех смыслах этого выражения.) Сулили трудовому люду такие запредельные блага, что только слепой, глухой да безногий бы не пошёл к ним на поклон!

Покривив душой, производители потянулись за златыми горами стоимостью с гулькин нос. Откуда ж знать было им, болезным, что в фирмах тех сидели алчные барыги, жаждущие лёгкой наживы, да за короткий срок?!?... И нанимали те барыги абы кого, лишь бы видимость создавать. И пошли в народ кривобокие, косорылые, аляповатые рекламные материалы (см. "Алтын", например. уж очень он походит на ту рекламу того времени.).

Обжегшись на недобросовестных рекламистах, люди стали без разбору обвинять ВСЮ рекламную братию, не доверять ей, не доверять её труду, скрывать информацию о предприятиях и всячески по-другому препятствовать приличным фирмам убедить их в обратном. И ведь не объяснить было производителям, что ДИЗАЙН и РЕКЛАМА — высокоинтеллектуальная профессия, требующая обладать одновременно мышлением и физика, и лирика. Они не верили, обижались на суммы, продавливали их вниз...

И тогда рекламная братия ответила кровавым террором :) Появились такие фирмы, которые открыто заявляли: мы будем делать только так, как мы хотим, потому что дизайн — не ваше дело!!! (пишется белыми буквами по кумачовому фону. или черным по жёлтому. или черным по белому с баллоном "ваш логотип — г*вно!"). И цены стали выставлять соответствующие, не объясняя их ничем, только своими нейрозатратами и квалификацией.

Братия отстояла свои интересы, заодно наверстав скрытые железным занавесом пробелы в знаниях, почерпнув приемы колдовства у акул мирового капитализма. Началась новая эра дизайна, провозгласившая о себе взрывом отличной, высокосортной рекламы, доброй и милой. Ах, что это было за время! Все получили по звезде из рук Ея Величества....

А потом сладкие пучки зелени заполонили ровные дорожки отношений между людьми. Новые бабки продолжали работу.... Не обойти их было невозможно.

В братии оставались только те, у кого достаточно было зелени. Только с её помощью можно было продержаться в условиях конкуренции. И продержались! Но теперь перед глазами стало зелено-презелено. Новообращенные адепты стали цинично мерять все высотой пучков, не обращая внимания на человеческий аспект отношений: производим для людей, задействуя людей, продаем людям, относимся ко всем по-человечески.

И производители тоже стали такими же. Зачем им думать о людях, когда надо заботиться об урожае сладкой зелени?!?

Пошёл новый виток отношений. После урагана, где проредившего, а где и выкосившего грядки, люди задумались и стали осторожнее. Рекламная братия возвращается к человечности, немного неуклюже, неопытно, впотьмах, но — возвращается. Тем более, что есть у кого учиться: наши коллеги по всему миру давно поняли, что без человечности мы сами... кто?!?

Мне стало грустно от того, что я чувствую возврат к 90-м. И в отношениях моих заказчиков ко мне, и в отношениях новообращённых к продукту своего творчества. Такая же наивность, первые шаги, проба пера.. вернее, мыши; взрывы максимализма, шальные всплески... всё это иногда работает, если не допускать грубых ошибок (особенно в родном языке).

Но что будет заменителем сладких пучков зелени? Новообращённые уже прочно привязались к ним с рождения, к этому мерилу статуса и таланта. Нет зелени — значит, ты не талантлив, не крут, и вообще неудачник.

Зачем я это пишу? Да вот, настроение такое. Зимняя предпраздничная меланхолия, желание поделиться своими наблюдениями с коллегами, да заодно заявить о себе как о функционирующей единице "братства". Давайте, ёрничайте, критикуйте ;)

Обсуждение

ab // 16 декабря 2010 — 17:26:45

Все мозольные операторы,
Прогоревшие рестораторы,
Остряки - паспортисты,
Шато-куплетисты и бильярд-оптимисты
Валом пошли в юмористы.
Сторонись!

Заказали обложки с макаками,
Начинили их сорными злаками:
Анекдотами длинно-зевотными,
Остротами скотными,
Зубоскальством
И просто нахальством.
Здравствуй, юмор российский,
Суррогат под английский!
Галерка похлопает,
Улица слопает...
Остальное - неважно.

Раз-раз!
В четыре странички рассказ —
Пожалуйста, смейтесь:
Сюжет из пальца,
Немножко сальца,
Психология рачья,
Радость телячья,
Штандарт скачет,
Лейкин в могиле плачет:
Обокрали, канальи!

Самое время для ржанья!
Небо, песок и вода,
Посреди - улюлюканье травли...
Опостыли исканья,
Павлы полезли в Савлы,
Страданье прокисло в нытье,
Безрыбье - в безрачье...
Положенье собачье!
Чем наполнить житье?
Средним давно надоели
Какие-то (черта ль в них!) цели -
Нельзя ли попроще: театр в балаган,
Литературу в канкан.
Ры-нок тре-бу-ет сме-ха!

С пылу, с жару,
Своя реклама,
Побольше гама
(Вдруг спрос упадет!),
Пятак за пару -
Держись за живот:
Пародии на пародии,
Чревоугодие,
Комический случай в Батуме,
Самоубийство в Думе,
Случай в спальне -
Во вкусе армейской швальни,
Случай с пьяным в Калуге,
Измена супруги.
Самоубийство и Дума...

А жалко: юмор прекрасен —
Крыловских ли басен,
Иль чеховских «Пестрых рассказов»,
Где строки, как нити алмазов,
Где нет искусства смешить
До потери мысли и чувства,
Где есть... просто искусство
В драгоценной оправе из смеха.

Акулы успеха!
Осмелюсь спросить —
Что вы нанизали на нить?
Картонных паяцев. Потянешь - смешно,
Потом надоест — за окно.
Ах, скоро будет тошнить
От самого слова «юмор»!..

Гликберг

Хрясь и Пополам // 17 декабря 2010 — 00:54:59

Ребята, задолбался читать, что первую часть от автора, что вторую от ab.... Но! Алёна, банзай! магия в рекламе - тема новая для неофитов и оленеводовю. Поэтому - тс-с-с-с-с! Одно скажу - не сыпьте бисер перед свиньями (тем более, если у вас его нет).

Мужик Борат // 17 декабря 2010 — 06:03:41

А есть еще такое...
Недавно в одном бизнес-центре на стойке для рекламных буклетов видел буклет от одного питерского РА, дословно цитирую предложение с обложки "Фирменный стиль за 5 000 руб.!" "Создание бренда "с нуля" за 10 000 руб.!
А есть и такое...
Одна крупная компания в сфере рекламных услуг, непонятно с какого перепугу присвоившая себе имя одного из корифеев мировой рекламы, оценивает разработку макета для биллборда в 3 000 евро.
Вот такие контрасты...

Sinael // 17 декабря 2010 — 08:39:34

Хрясь и Пополам: не все вокруг — свиньи ;) а бисер (жемчуг) сыпать наземь в принципе занятие недостойное! но может, кому и ёкнется...

Мужик Борат: да, я видела много контрастов. особенно сейчас, в век вроде-бы-как «крутой рекламы». сейчас их гораздо больше, и ляпы гораздо страшнее. вот в чем парадокс. то ли учить перестали, то ли учиться. я ж говорю — всё затмевают пучки...

Tofik // 17 декабря 2010 — 11:56:32

2Sinael:
Простите, но у вас плохие работы.
А философию разводить и страдать по былым временам — тут уже есть один.

Sinael // 17 декабря 2010 — 11:59:24

Tofik: а Вы разве мой заказчик, заполнивший бриф и указавший, чтО именно Вам нужно? или Вы лишь бы что сказать?

мужик Борат // 17 декабря 2010 — 12:29:09

Действительно, графика не очень. Это так, без обид.
Глпаное - не нытьи не жить прошлым.

Sinael // 17 декабря 2010 — 12:35:56

мне странно это слышать, потому что на полках дома стоЯт призы за логотипы и рекламные кампании, в том числе и предвыборные ;) я на вас не обижаюсь, тем более, что БОЛЬШИНСТВО моих работ вы либо не видели, либо не знаете, что они мои. мини-портфолио потому и мини, что там 1\10 000 всех работ, которые до сих пор в ходу по всей территории огромного государства.
единственное, о чем мне жаль: во все времена я могла бы не трудиться, а постоянно заявлять о себе на каждом углу, делать себе этакий промоушн Х) но —увы! — я трудилась, не обращая внимания на саморекламу. и вот теперь я пожинаю плоды своего затворничества.

п.с. надо бы озвереть да навыкладывать в портфолио всё то, что лежит у меня на архивных дисках. правда, на меня заказчики обидятся за нарушение договоров... так что не буду ;)

vit // 17 декабря 2010 — 12:40:57

все выкладывать не надо.
но вообще, раз Вы выложили 1\10 000 всех работ, то предполагается, что это лучшие.
Уровень работ вроде бы не имеет отношения к тексту, но многие при ознакомлении с текстом интересуются "А автор кто?...", ну а потом уже статья воспринимается через призму увиденного.

Sinael // 17 декабря 2010 — 12:44:25

понятно, разумеется, все так и делают 8)
но Вы правы: надо в портфолио прибраться. как раз время пришло. я-то туда постила всё подряд под настроение, пока сайт на ремонте...

Мужик Борат // 17 декабря 2010 — 12:51:32

...а мне вот сегодня один крендель звонил. Говорил, что больше 5000 руб. за логотип для строительной компании не готов платить. Был послан.

Sinael // 17 декабря 2010 — 12:57:00

Мужик Борат: ну так «нарисовали» бы ему «логотип» одной гарнитурой (Helios, например, или Arial Black), синеньким.... как раз на 5 тыщ и хватит! Х)))

vit // 17 декабря 2010 — 13:16:06

2Мужик Борат: это интересная тема.
почему логотип должен стоить дороже?
Если говорить не о студии с именем, а фрилансере, которому не нужно оплачивать офис и накладные расходы. Так же, предположим, оплату черным налом, т.е. никаких налогов. Если клиент не слишком замороченный, то временные затраты на работы по логотипу - предположим 10 часов. Это 2-3 варианта на выбор клиента, плюс доработка выбранного. Т.е. за человеко/час - 500 рублей (день - 4000, месяц - 88 тыс. рублей). Даже в Питерских топовых агентствах дизайнеры столько не получают.
Может зря клиента-то послали? :)

Мужик Борат // 17 декабря 2010 — 13:22:32

Речь идет о студии.
То есть - офис, дизайнеры, документооборот. Это во -первых.
Во-вторых - есть понятие "рынок услуг", есть понятие - "демпинговать по-крысиному". Я это не практикую.
Почему это за пломбу в зуб я плачу 7000 руб.? А не 700?
Почему за однушку я плачу 2400 в месяц квартплаты?
Почему самый плохонький бизнес-ланч в рыгаловке стоит почти 5 евро?
Почему в "Кофе-Хаусе" эспрессо стоит 2,5 евро?

Белочка // 17 декабря 2010 — 13:23:43

В топовых агентствах дизайнеры получают и больше )))

vit // 17 декабря 2010 — 14:36:42

2Мужик Борат: ну если офис - то конечно.
а так - цены определяет рынок. И строитель Ваш найдет себе адекватного исоплнителя и получит нормальный лого за 5 тыс. А вот у Вас платить за квартиру меньше нет вариантов. :)
2Белочка: где, если не секрет? (не арт-диры, а рядовые дизайнеры)
в Гради, Небе, Волге не больше. :)

Sinael // 17 декабря 2010 — 19:59:49

Мужик Борат: я в таких случаях подкидываю монетку. орёл или решка? а там решаю по выпавшей стороне. иногда можно взяться за работу над логотипом и задёшево, но зато получится хорошая вещь, которая принесёт по сарафанному радио ещё несколько заказчиков... ;)

NO COMMENTS // 17 декабря 2010 — 22:08:05

Алена, все будет хорошо!

Sinael // 17 декабря 2010 — 22:29:58

спасибочки. я тут закопалась в архивах; сижу, слезу пускаю. столько работ, и все, как назло, крупноформатные! эх....
(кто встретит календарь PetroInTrade 2011, каталог ТРИАДА, сделанный под журнал, каталог VIAGGIO 2009 — это мои работы ;) )

да уж. вы меня воодушевили на разборки архивов. сто лет лежали, пылились...

ab // 18 декабря 2010 — 21:20:56

2Sinael
:-)
............................
:-)

Новости

 30   декабря 14:50:43Итоги 2010 года в лицах 1 (1)
 29   декабря 12:11:37Oblako поработало руками (6)
 15   декабря 11:33:14LabelAble поиграл в кубики (13)

Обсуждения

Используете ли вы ненормативную лексику на рабочем месте?

Постоянно

Иногда

Всё зависит от заказчика/агентства, с которым работаю

В крайних случаях

Никогда