Блоги

Дизайн без будущего

О правильном маркетинге, 29 сентября 2008 12:43:27

Публикуя эти мысли я не хотел кого-то обидеть, унизить или оскорбить. Просто хочется, чтобы мы наконец задумались о том, что ждет нас в ближайшем будущем. Нас - это рекламное сообщество. Усиление конкуренции, все большая открытость российского бизнеса и переход в реальный бизнес высокопрофессиональных специалистов могут нанести очень серьезный урон российскому рынку дизайна. Цены на качественные работы во многих компаниях уже сравнялись с европейскими, а вот качество дизайна как услуги (это принципиально важный момент!) еще заставляет желать лучшего. Пока мы не умеем работать с рынком дизайна и на рынке дизайна. Цель этого поста - получить контраргументы. Итак.
У современного российского дизайна нет конкурентного будущего, ибо:

1. ... в образовании была 80-летняя пауза. Даже не пауза - дыра, в которую улетучивалась индивидуальность. Дизайн может лишь подчеркивать индивидуальность (и это его главная задача). Более того, нас избавляли и от "хорошего вкуса", не давая возможности сравнить что хорошо, а что плохо. У нас есть отличная школа художников, неплохие иллюстраторы. Но дизайнеры (в этом ракурсе) - это пара исключений из правил.
2. ... он вторичен, а вторичного дизайна не бывает, это копирование. Мы не в состоянии создать что-то принципиально новое. И еще долго не сможем это сделать (см. п. 1). Мы - пока лишь учимся. Учимся, читая западную литературу и посещая западные дизайн-школы. Это нужно объективно осознавать. Первое, чему мы научились - выдавать чужое за свое. Надолго запомнился выигравший пару лет назад одну из номинаций на известном фестивале рекламы плакат "Максидом" (о трудоустройстве в эту компанию: мутные фигуры на белом фоне, одна четкая. снизу красная плашка с текстом). Точная (!) копия работы из каталога EPICA, сделанная агентством GREAT. Самые крутые в Питере. Позор, хотя хочется задать и другой вопрос: "а судьи кто?"... И такое - сплошь и рядом. Примеров масса.
3. ... он бессмысленен. Потому как для "правильного" дизайна нужен правильный маркетинг, регламентирующий что и как делать. А для правильного маркетинга нужен правильный менеджмент... и т.д. и т.п...
4 ... он неконкурентен. При всех вышеперечисленных недостатках (!) он еще и страшно дорог. Для того, чтобы получить вариацию на тему западной работы агентства просят столько же, сколько западные - за оригинал.
5. ... он неуправляем. Необразованность является причиной невозможности ведения аргументированной защиты собственной дизайнерской позиции. "Я так вижу!" - аргумент свободного художника, но не дизайнера, получающего за свою работу деньги и создающего коммерческий продукт.

Ищу контраргументы... Или, что более правильно, предложения - что же можно сменить, чтобы выжить. Ведь на рынке дизайна работают ровно те же законы, как и на любом другом рынке. Но мы пока лишь в начале 90-х, если сравнивать с развитыми рынками - кооперативы делают ужасные вещи, импортного-качественного - единицы и для богатых... Но если в пищевке и легкой промышленности нам помог кризис 98-го, то здесь такой помощи не предвидится...

Обсуждение

ab // 29 сентября 2008 — 09:53:19

За неимением (устану перечислять чего) россейский рекламист
привык выезжать на идее....
Однако ж потенциальностью идеи беременен лишь имеющий некий гуманитарный фундамент, а тут очередная напасть - народ перестал обращаться к базовому источнику ассоциативности - КНИГЕ (сплошь потребление готовых видео, game и пр. визуалов). любой россейский псохолог констатирует - ассоциативный тупик, эпоха клише и штампов...

Все что о дизайне ты сказал - очевидно и давно обсосано.
Кризис глубже. Нет ШКОЛЫ. Той самой, где В ТОМ ЧИСЛЕ и дизайн.
А то пытаюсь с мухинцами (молодыми выпускниками, недавно окончившими) говорить - это же атас, они двух слов связать не могут, они невежды, мега-невежды.... Про оптом наструганных маркетологов
и менеджерской пехоты вообще помолчу - трясина.....

Так что, дружище Сергей, картина помрачней твоей вырисовывается

Сергей Славинский // 29 сентября 2008 — 10:02:44

Ну, мне кажется, что все-таки не все так мрачно...

Саш, проблема не в том что школы нет, а в том - что нет потребности в школе. Поучиться есть где. Но мы же считаем, что у нас все круто.

При этом, у нас тоже есть на все посмотреть. Помимо крутых дизайнеров попадаются и грамотные. И на московском и на питерском рынке можно найти интересные работы. Причем такие, что не хуже западных. Но вопрос стоит не в том, "что" сделать. А в том, и "как" это сделать. Если компания-заказчик умудряется переругаться со всеми приличными агентствами и дизайнерами - это реальная проблема. Если агентство не может защитить предлагаемый продукт, и скатывается под натиском клиента - тоже проблема. Я уже не говорю про сроки и деньги...

Проблему российского дизайна не решить только при помощи дизайнеров. Но если и с самим продуктом (дизайном) проблема - это очень черевато.

ab // 29 сентября 2008 — 11:44:46

2Сергей Славинский
Вот и я о комплексности (коей нет).
Но тогда - как социолог социологу :-) - должен заметить,
что все рывки и скачки, которые своей яркостью обязаны пассионариям (их единицы), всегда увлекают за собой океан посредственностей.
Вот мы и наблюдаем ВОЛНЫ поверхностно образованных, бессистемных в масе своей, но чрезвычайно энергичных пиплов.
Активность и энергетическая заряженность (массовая) сродни массовому психозу стада :-) Заметь - миллионы говорят на чрезвычайно убогом квазиязыке. Эт прям как у Платонова в "Котловане" etc. - короче - новая индустриализация :-)
только тогда крестьяне пришли в города, а тепереча человек от станка
и кассового аппарата шагнул :-) У БИЗЬНЕС :-)
Все играют в бизнес. Стране (как бы :-) )не хватает пиджаков и галстуков. На деле - системности...во всем.... А это - годы и традиции...
ТА без этого - все ИЗ ПЕСКА.
Ты же, Сергей, об этом....................

А дизайн? Дцатая производная ентого большого запоздалого ликбеза :-)

Огилви // 29 сентября 2008 — 12:45:34

Учиться всегда нужно. Хокусай в 75 лет ушел от учеников, ушел учиться.
Современный графический дизайн ужасен, так же, как ужасны российские модельеры, машины и прочее... Визуального мусора на улице, в печатных СМИ - 99%, очень мало работ, сделанных ясно, чисто и понятно. Славинский прав - традиция была прервана, борьбой с "формализмом" и кокафонией, в том числе и в рекламной графике.
Нет российского дизайна. есть отдельные гуру со своими последователями - Чайка, к примеру, прекрасный дизайнер. Мелехов и Филюрин - спорно, спорно...
Только к чему здесь, Славинский, этот стон Ярославны? Что, хочется показать владение слогом? Перед офисными работниками?

ab // 29 сентября 2008 — 12:54:20

http://www.britishdesign.ru/portfolio/designsmaller/

ab // 29 сентября 2008 — 13:07:27

вот еще
http://www.rudesign.ru/graphic/articles/serov/serov02.htm

но все равно - тема шире дизайна
Сергей, как маркетолог, маркетинг, в уме и держит....
Но тема и маркетинга шире.
Думаю, когда у штурвалов бизнесов массово пойдет замещение
технарей (из 80-х 90-х) на всесторонне образованных и грамотных менеджеров с европейским и американским мышлением,
это скажется и на всех обслуживающих бизнес цепочках........
и дизайна это неизбежно коснется тоже...

Сергей Славинский // 29 сентября 2008 — 14:29:09

Это не стон, мой анонимный друг :-) Это предупреждение. Они появляются - Саша привел пример очень хорошей статьи... Но увы, пока говорить о какой либо стратегии в рекламном бизнесе рано. А скоро - станет поздно.

ab :-) // 29 сентября 2008 — 14:37:52

http://www.a-g-i.org/about/member_country.php?nationalgroup=Russia
+ Логвин

Сергей Славинский // 29 сентября 2008 — 15:08:06

Саша - все круто. Проблема не в этом. Проблема в том, что это цитаты. Даже в Иллане, который я хвалю в соседней ветке, чувствуются проштудированные каталоги по упаковке. Как только соприкасаешься с тем же европейским дизайном - сразу видны ньюансы. Только мы не любим соприкасаться...

ab // 30 сентября 2008 — 06:56:51

2Сергей Славинский
Давай по чесноку: а оно нам надо??? Это знание ньюансов???
Ведь большая часть наших отеческих бизнесов - запор со звездой мерина на капоте :-) Так пусть лучше будет подержаная, но продвинутая бомба, пусть шестилетка, но на ходу, и крепко сбитая...
Ты ж системщик, по духу системщик. И что с того, что у нас ЧАСТНОСТИ
иного бизнеса на лучшем мировом уровне? Рязанская простота коммуникаций быстро выдает совок. Посмотри на рекламу BBH....
Ну выдаш ты шедевральный дизайн какому-нибудь Кронштадскому мясокобину.... А они замутят псевдоитальянскомухордищенски нэйм и
бизнесдрайв им залепит рекламу а-ля хастлер :-)
Наверное есть смысл говорить о КОМПЛЕКСНОМ АЛГОРИТМЕ ПОСТРОЕНИЯ БРЕНДА и программы продвижения оного. Но где ж ты КАДРЫ найдешь на все уровни???
Что в сухом остатке: ЧТО ЕСТЬ - ТО ЕСТЬ. И иного не будет. Будут флагманы (наши и забугорные), будет сложная, с расейским :-) перегибом диффузия, буде Россия - не любимая отеческими чаадаевыми...Но будет и наша гордость, от РЕПЫ С ТУРБИНОЙ :-)
Сергей! Нашей свободе (и то относительной) от силы лет пятнадцать.
А если от малиновых пиджаков мерить - то десять. Чего ты хочешь?
Все придет. Но это будет другая страна. И в ней книг уже совсем читать не будут :-) Не плачь. Все нормально. Падаем........

Сергей Славинский // 30 сентября 2008 — 07:08:36

Саша - то что нет факт. Но есть гигантская потребность. Дело в том, что стало выгодно вкладывать деньги в реальный бизнес. Причем не в то, что досталось после развала ССССР, а в бизнес, который надо строить с "0". И приходят сюда те, кто до этого нажил состояния на фондовых рынках. А это - иные люди. Это те, кто умеет считать деньги и понимает механизмы их зарабатывания. Они и разорят "красных директоров" с совковыми методами.
Говорить надо о комплексном алгоритме построения бизнеса, а бренд - это всего лишь инструмент.
Про кадры. Это проблема. Но есть еще и другая...Нежелание платить. Которая компенсируется нежеланием/неумением работать. Но и это проходит. Я знаю примеры компаний, где экспедитор (сопровождающий грузы при развозке) получает 100 000 рублей. "Низший" персонаж... А от его работы принципиально зависит свежесть продукта... Но разве кто-то пойдет на такое - ни один из "красных" мясопереработчиков - там руководители подразделений столько не получают. А просчитать это все - элементарно. Но мы даже этого не знаем...
Тут дело не в свободе. А в том, что 9 из 10 человек не умеют думать. Это - редкий дар, как оказалось. Делать не думая - могут почти все. Думать не делая - они уже уехали или умерли. А вот и думать и делать - единицы.

ab // 30 сентября 2008 — 07:32:34

2Сергей Славинский
что тут скажешь? ничего тут не скажешь :-)
Ты комплексней и шире это видишь - быстрей и до корней добрался...
Я к этим же (или схожим) выводам пришел в силу того, что посчитал правильным все вопросы решать с руководителями. многолетние встречи с ними быстро девальвировали убеждение в том, что все гробится некомпетентностью средних и низовых звеньев. Увы. У руля - те же.... Made in USSR....
А про единицы??? Помнишь немецкое - "Порядок бьет класс".
Вот и я убежден, что все дело в общем порядке (вещей) - и тут надобны годы и годы..... А класс? Он был есть и будет у единиц. И эти единицы - всегда исключения. Всегда :-)

Сергей Славинский // 30 сентября 2008 — 10:17:38

Тут надо не говорить :-) Надо приходить к определенным выводам - и делать. Иначе придется менять вид деятельности...

ab // 30 сентября 2008 — 11:32:59

Ну дык:-) мы фигачим :-) аки можем...
Выводы - под глазами и в боку :-)
А вид деятельности? Проституция бывает и валютная :-)

Стравинский // 30 сентября 2008 — 13:51:17

Славинский =Остап Бендер, это точно.

Сергей Славинский // 30 сентября 2008 — 17:31:15

Версия вполне. Тем более, если Вы так уверены... но это явный прогресс (мой) на фоне других мнений :-)

Владимир Федосеев // 30 сентября 2008 — 21:28:22

Сергей, в Питере школа есть, сильная школа. Благодаря которой и в Питере и в Москве мы можем наблюдать вполне достойных специалистов. Безусловно, сейчас есть проблемы, но инерция, созданная когда-то уважаемыми людьми, очень сильна и её должно хватить на одно поколение дизайнеров уж точно. Просто дизайнеру нужно для начала захотеть научиться, и так было всегда.

Вторичность дизайна - это весьма субъективная материя) Инструментарий дизайнера, его изобразительная "палитра" сформированы десятилетиями, и принципиально новых средств никто из нас уже не изобретет. Просто нужно уметь ими пользоваться.

Для правильного дизайна "правильный" маркетинг не нужен. Нужен дизайнер со здоровой головой на плечах. Придурков везде хватает. Администрирование - конечно! Но это проще, чем дизайн.

По поводу неконкурентности (ценовой, если я правильно понял) - как-то это совсем не так... Хороший, крепкий дизайн и в Азии, и тем более в Европе стоит дороже, чем у нас. Русские дизайнеры, работающие фриланс на Гонконг, скажем, в Италии, зарабатывают значительно больше питерских и московских коллег.

Неуправляемость, фраза "я так вижу" - это свойство либо не услышанного дизайнера, который пытался донести свое решение и не смог, либо непрофессионала.

Вообщем не все так плохо) Проблемы везде одинаковые. Опыт моих коллег, которые работают в Азии, Америке и Европе, позволяет лично мне сделать вывод о том, заказчик дизайна, условия сдачи проектов и "барьеры" - абсолютно космополитичны) Просто нужно больше работать и больше общаться)

Стас // 01 октября 2008 — 05:19:09

...а еще меньше щеки дуть в своей "крутизне".

Сергей Славинский // 01 октября 2008 — 07:12:32

2 Стас. Думаете, лучше быть непризнанным гением? ;-) "Крутизна" - понятие относительное. Обсуждали уже. Для кого-то это просто норма, для кого-то едва допустимы минимум, а для кого-то - предел мечтаний. Знаете, это как "трехлетняя" иномарка...

Сергей Славинский // 01 октября 2008 — 07:45:47

Владимир, спасибо за комментарий.

Про вторичность - т.е. Вы считаете, что повторения нет? Безусловно, откровенное копирование отошло... Но откуда "палитра", сформированная десятилетиями? И откуда школа? За границей говорят - в России был дизайн, которым можно наслаждаться - но это было начало прошлого века - после 30-х говорить стало не о чем... Для того, чтобы была школа - нужны учителя. А таких нет... Все что делается (если мы говорим о дизайнере думающем) - это самообучение. Но оно происходит на коммерческих работах - отсюда и общее ощущение недоделанности и недодуманности... И при этом - "вытравливание" мелочей, на которые многие известные дизайн студии внимания не обращают... В этом отличия.

Правильный маркетинг необходим, чтобы создать условия и требования для дизайнера. Маркетинг - всегда ограничитель. В ином случае "креатив победит здравый смысл". А дизайнер с головой - он может заменить многих.

По поводу цен - я рассуждаю с точки зрения закзчика, оплачивающего услуги агентства. Про фриленсеров сказать не могу...

Здесь проблема менеджмента во многом важнее проблемы самого дизайна (дизайнера)..

Владимир Федосеев // 01 октября 2008 — 13:47:59

Сергей, для начала, хочется разобраться в терминах - о каком дизайне идет речь? Прикладные дисциплины, создающие "базу" графического дизайнера действительно формировались десятилетиями. Для того, чтобы получить эти знания, нужно просто захотеть взять и научиться пользоваться этой информацией. Мне довелось стажироваться в европейских дизайнерских ВУЗах, там методы обучения значительно более жесткие, поверьте. Объем и качество знаний зависят в большей степени от желания студента их получить. Но ТАМ есть очень важное отличие от нашей школы - присутствие связи с внешним миром, возможность получить реальную задачу, решить её и заработать небольшие деньги.
Т.е. с ранних курсов студент начинает впитывать "прикладное" значение своей профессии. Этого у нас, к сожалению, пока нет. Отсюда и "я так вижу" и зачастую просто полное непонимание того, что происходит вокруг тебя.

Сергей Славинский // 01 октября 2008 — 16:36:35

Владимир - в общем-то вы сами и ответили на свой вопрос... хотя мне непонятно откуда база - дизайн, это не иллюстративная графика... короче, о терминах. Под дизайном я понимаю коммерческие продукт, который может оказать влияние на успешность развития бизнеса. Это, в рамках данного портала - айдентика, упаковка и коммуникации. Отчасти - интерьеры и экстерьеры... Нет здесь понимания прикладного значения... При этом, проблема глубже чем в дизайне. Нет целостности в продуктах, нет единой идеи, единой концепции и единой реализации, создающей ощущение "крепкого продукта".
Производителей "колбасит" из стороны в сторону - сегодня говорим об эмоциях, завтра о функционале, послезавтра вообще позовем "селебрити"... Да и не редки случаи когда это все одновременно делается - примеров масса. В этом случае дизайнеру приходится вылизывать мелочи не понимая главного... А это - не дизайн... Так, бессмысленное украшательство. Но его покупают, и даже дорого. И это дает основание украшателям не только завышать цены, но и учить дизайну других...
Что там было из последнего - гордость дизайна, выставка шрифтов? Вяло вторично безсмысленно... это как раз питерская школа... дизайн ради украшательства...

lasker // 02 октября 2008 — 07:05:02

А вы не слишком всё усложняете?

Сергей Славинский // 02 октября 2008 — 07:29:00

Не думаю. Потому как дизайн - это коммерческий продукт. Значит и мыслить стоит коммерческими (а точнее, маркетинговыми) категориями. Отечественный дизайн как средство (или инструмент) - конкурирует с западным так же, как и наши автомобили с импортными ("зато дешево и поправить можно в соседнем гараже/студии"). Только вот ценовые грани стриаются - вероятнее всего из-за барьеров в коммуникациях. Но как только эти барьеры уменьшатся, ситуация станет более печальной.

referee // 02 октября 2008 — 07:58:25

А ведь г-н Славинский бросил перчатку подавляющей
массе дизайнерских агентств.
Слабо им поднять ее? Слабо ответить?
Судя по тишине..... они тихо сопят от злости, а возразить им нечего.
Типа - расшифровали аферистов..............

Сергей Славинский // 02 октября 2008 — 08:00:56

к сожалению...

Владимир Федосеев // 02 октября 2008 — 09:50:39

Это была перчатка?))))
действительно яркий образ - представители "дизайнерских агентств" на своих рабочих местах, уставившись в мониторы с открытым блогом Сергея Славинского сопят от злости, парализованные правдой-маткой)))) Ржака да и только.

Давайте все-таки каждый из нас будет что-то делать, для того, чтобы стало лучше, интереснее и красивее жить. "Наш дизайн - говно" - это тоже декларация, которая вполне может стать созидательной.

По-поводу "выставки шрифтов" - ну да, на нее ведь должен был приехать какой-то Эрик Шпикерман, из захудалой Метадизайн, то ли с Ауди то ли с Фольксвагеном вроде работает... И еще пара дизайнеров-лошков)
Нафиг нам такие выставки, они же вторичны и бессмысленны...

referee // 02 октября 2008 — 10:07:13

А вы, г-н Славинский, откройте новую школу на паях с мухой....
Там оченно прогрессивные мужи... уже устали поди от левых бабок....
и снова потянуться к свету под вашим руководством...

2 referee // 02 октября 2008 — 10:48:59

Лично мне, как представителю "дизайнерского агентства", глубоко ... на подобные "бросания перчаток". Считаю, что лучше сделать что-то стОящее, чем заниматься набрасыванием г...вна на вентилятор. то, что у российского дизайна сейчас не своего "лица", это было известно давно и без уважаемого господина славинского...

Огилви // 02 октября 2008 — 11:16:48

Славинский в своих пространных и, как ни печально, банальных рассуждениях, забывает об одном - дизайн всегда является ответом на запрсы заказчиков, запросы общества. Ну что сделать с простым обывателем, заработавшем на продаже плохой водки за последние 10 лет 30 миллионов евро? Ну, любит он Айвазовского, и все тут...И купит небольшой холст за 500 000 фунтов, и повесит у себя в особняке на Рублевке. Хотя ему такие же Славинские будут говорить о великих Лентулове, Малевиче. Но он их не понимает, дети его поймут, а он - нет.
То же и с дизайном. Можно заниматься творчеством "в стол" - проектировать фирменные стили для крупных компаний и откладывать, откладывать... Потому как не купят.
Школа есть, Славинский, просто Вы, как любитель передергивания и подтасовывания, не хотите этого замечать.

referee // 02 октября 2008 — 12:30:31

2Огилви
В отличие от некоторых
С.С. делом в Freshmix занят.
и дизайн там западный
http://www.upakovano.ru/company_3908.php?page=1#samples

Огилви // 02 октября 2008 — 13:32:33

То есть это и есть "западный" дизайн?
Хмм...интересное у Вас представление, такое, искаженное... Крепкие работы, прорывных нет, где эта икра в "конфитюрной" упаковке"? В "Океях"? Нет... В "Каруселях"? Нет... Она вообще, есть на рынке, или так, порезвились за счет заказчика, не пошло, свернули... "Сытое семейство" было сделано СС, когда он трудился в штате "Парнас-М", при чем здесь "Фрешмикс"?
Бутылочки для кетчупа и минералки - ну да, работают вместе со стекольщиками, этикетки делают. Это повод позиционировать себя как ВЕЛИКОГО, МОГУЧЕГО и УЖАСНОГО?
Три раза ха.

2 referee // 02 октября 2008 — 14:07:43

... был бы занят делом, не сидел бы с утра до ночи в этих чатах

Сергей Славинский // 02 октября 2008 — 14:13:21

2Рефери - вообще-то я к фрешмикс отношения не имею (это агентство партнер по некоторым проектам), а агентство не имеет отношения к тому, на что вы ссылаетесь...

2Огилви - я тоже люблю Айвазовского. Более того, он у меня есть :-) И что? Если Вы внимательно почитаете пост - он именно об этом. О дизайне как услуге... Хотя зачем это. Наверное проще закрыть глаза на положение вещей (истинное и банальное - я вообще очень банален) - и начать выхватывать что-то из контекста.

Эта дискуссия - отличная иллюстрация состояния российского дизайна. На самом деле весьма показательна во всех проявлениях :-) Если перечитать сначала - складывается забавная картина:

1. Сожаления и разделение мнения - от тех, кто со мной знаком. Вполне допустимо. Попытка найти суть.
2. Приход анонимов. Задача - попытаться доказать другим, что "мы не дураки, дурак автор".
3. Переход к внимательному изучению личности автора с желанием найти что-то, за что можно было сунуть в руку метку "низложен" :-)
4. Т.к. не найти - фальсификация и торжественное вручение метки.

Итог - не сдвинулись ни на шаг. Защищаем свое (у кого что есть).
Это тоже позиция. То, что она есть - уже хорошо :-)

Сергей Славинский // 02 октября 2008 — 14:16:45

По поводу чатов - если показатель эффективности работы - это денное и нощное сидение в "завалах" работы - то это не обо мне. Я стараюсь работать как можно меньше, потому как предпочитаю отдых работе. Ну не люблю работать, но больше способов получить деньги я не знаю. Именно из-за этого приходится учиться, тратя на это по 40-60% "рабочего" времени. Чтобы именть возможность потом продавать свои услуги дороже, чем у конкурентов. Что в этом зазорного?

аноним // 02 октября 2008 — 14:29:23

"Считаю, что лучше сделать что-то СТОЯЩЕЕ, чем заниматься набрасыванием г...вна на вентилятор" — про "завалы" никто не говорил... А работу свою надо любить. Иначе получается, что человек вы в этой профессии случайный. Спасибо

Огилви // 02 октября 2008 — 14:33:52

К слову, есть много Айвазовского поддельного , то есть подпись его, а кртина ученика. У него же была огромная мастерская, ученики были бедные, ну он и помогал таким образом - подписывал работы учеников... Такого Айвазовского я много видел, так, что , Славинский, экспертизу проведите...

Сергей Славинский // 02 октября 2008 — 14:49:55

Если б не было экспертизы, не называл бы автора... может Вам подсказать что-то, чтобы Вы меня смогли задеть/обидеть по сильнее? А то как-то плохо получается. Не знаю даже. Просто Вы на это столько времени тратите, жалко же.

2аноним
А любить свою работу, значит заниматься ей с утра до вечера? Я мне нравится то, чем я занимаюсь. Но я бы с удовольствием проводил время за другими занятиями, а работу перевел в разряд любимых хобби - семинары почитать, по конференциям поездить...

А про говно и вентилятор - поясните, я не понял... а если, например, одно другому не мешает? ;-) И потом, кажется на вентилятор бросать я никого не предлагал... ковровые бомбардировки - не мой метод. Вот точечные удары шариками из говна, сбивающие короны - это другой разговор.

Вы лучше ответьте на вопрос: надо ли заниматься добавлением логичности и структурности в работу тех, кто связан с дизайном? Например, учить обосновывать использованные приемы защищая собственные работы перед заказчиком? Использовать "доказательные" примеры, делать маркетинговые обоснования, используя аналитику - для того, чтобы вывести обсуждения из русла "нравится / не нравится"?

Или продолжим попытки поставить под сомнение мой профессиональный уровень? :-)

Сергей Славинский // 02 октября 2008 — 15:39:17

Уточнения (пропустил то, что Выше).
По поводу работы на "Парнас-М". Да, я действительно работал там на время проведения проекта по формированию портфеля ТМ. На это ушло 13 месяцев, включая организацию продаж в регионах. Хотя задачи не включали только это. С "Парнасом" как клиентом отношения поддерживаются до сих пор. Например, с агропромышленным депертаментом, хорошо известным по марке "Рябушка", которая постоянно получает международные и российские награды на рекламных фестивалях (креатив Saatchi).
По поводу Фрешмикс. У меня с ними было 12 проектов за последние 2 года. Все реализованы успешно.
Марку "Сытое Семейство" - самую успешную в истории компании и, по признанию профильной прессы, - "первый федеральный бренд в мясопереработке" - делало агентство Фрешмикс (нейминг, айдентика, упаковка). Марка была расчитана на продажи в регионах, исключая СПб. Решение о дистрибьюции в Питере было ошибочным, но тем не менее, она заняла значительную долю в продажах. Я до сих пор против.
По поводу икры "Очень". После того, как были исправлены ошибки в дистрибьюции, продажи идут успешно. Из сетей она почти полностью убрана. Проект мне очень нравится, но, увы, отношения к нему не имею.

аноним // 02 октября 2008 — 20:24:07

Сергей, говоря про гавно и вентилятор, я имел ввиду то, что ваша статья была бы намного интересней, если бы вы, оглядываясь на свой профессональный опыт, предложили бы что-то конкретное. То, о чём вы пишете, настолько старо и очевидно, что не вызывает даже зевоту. Такое ощущение что вы свалились с луны. Или заграничная поездка произвела на вас неизгладимое впечатление. Так давайте не говорить, а делать... Лучше бы про футбол написали. Или про политику. Там тоже не всё хорошо.

Сергей Славинский // 02 октября 2008 — 20:52:22

Перед тем, как что-то предлагать, надо обозначить проблему и цели, которые преследуются путем ее решения. Бесцельно действовать - это, конечно, в лучших наших традициях, но отнимает столько сил и времени, что на конкретную работу не остается...
Вы уверены, что рассказ о том, что делать необходим в формате этого ресурса? Я нет. Хотя первый вывод сделать можно - учиться искусству управления и маркетинга. Но мы, увы, настолько погрязли в создании фирменных стилей и сувенирки, что на такие мелочи как стратегия, внимания не обращаем...
Делать надо ровно то же, что и в других отраслях. Учится мыслить комплексно. Учиться планировать и управлять, высталвлять приоритеты и ограничивать сферы интересов. Но это бессмысленно в рамках общедоступных кейсов - тем более здесь. Те, кому это интересно, пишут в почту (спасибо, кстати). А здесь - пока до конструктива далеко. Разве что г-н Федосеев и Саша Бабушкин привнесли флюиды серьезности :)

ab // 03 октября 2008 — 06:47:41

2Сергей Славинский

nice and :-)

Давид Авакян // 06 октября 2008 — 11:11:26

Ух!...
Как все-таки нравятся мне эти 1..2..3..4….
Сергей, впервые увидел Ваше фото. Впечатление позитивное. Высокий лоб и отсутствие тяжелых надбровных дуг выдает в Вас человека, безусловно, умного и интеллигентного. (Ради Бога, только не воспринимайте это, как издевку). Считаю Ваши высказывания на портале взвешенными и конструктивными.

Тема, которую Вы подняли, действительно очень серьезная. Мы давно ее обсуждаем с нашими коллегами по «цеху» в Москве и Петербурге. Правда, немного под другим углом.

По порядку…
1. Не было в образовании никакой 80-летней паузы, а тем более дыры. Специфика подготовки специалистов этой области в учебных заведениях всего мира достаточно универсальна и основана на изучении принципов композиционного и комбинаторного мышления (я нарочно опускаю известные абсолютному большинству такие дисциплины, как рисунок, живопись и пр.). Эти основы заложены еще во ВХУТЕМАСе и Баухаузе. И зря Вы думаете, что в ведущих профильных советских ВУЗах этому не учили. В противном случае не работали бы сейчас Инна Кондакова в FIAT, Евгений Маслов на BMW, Андрей Басманов. на Renault, Артем Неретин в Peugeot, Андрей Гусев на Toyota. Все они заканчивали отечественные ВУЗы. Да и работы мои и моих друзей не публиковались бы в американских и британских изданиях, не выигрывали международных конкурсов. Показательно, что ВНИИТЭ был создан в 1962 году всего через 17 лет после первого в мире Совета по дизайну в Англии.
Проблемы обучения очень схожи. Мы как-то говорили с преподавателем Ричардом Клери из Университета Карнеги Меллон и пришли к интересным выводам. Как на Западе, так и у нас подавляющее меньшинство выпускников специализированных ВУЗов затем работают дизайнерами. Серьезное отличие в том, что количественно на Западе больше специализированных учреждений, готовящих дизайнеров. У нас ситуация абсурдная. Дизайну не обучают разве что в Институте Физкультуры. Отсюда – дискредитация профессии. Хотя, не скрою, в 90-е серьезно был подорван процесс обучения и в профильных заведениях.
А что до хорошего вкуса, то нас пытаются избавить от него именно сейчас, причем это происходит не только в России и не только в дизайне.

2. Сергей, скажите, неужели Вы действительно верите, что все британские, американские, французские и какие угодно …ские дизайнеры, музыканты, физики всякий раз выдают свежий и уникальный продукт?… Что они создают его, не основываясь на опыте и наработках своих предшественников или современников? В мире по-настоящему прорывных проектов, которые серьезно влияют на эстетику ОЧЕНЬ мало! И не всегда они сразу заметны. Творческий процесс – малоизученная сфера человеческой деятельности. Я убежден – мысли материальны и приходят в головы многих людей одновременно. Правда, не все ими пользуются.

Немного отвлекусь. Забавный случай произошел с нами во время подготовки к чемпионату мира по фехтованию. Мы предложили организаторам турнира необычный дизайн наградных медалей, которые представляли собой диск с широкой дырой посередине, через которую завязывался узел ленты. После прений с оргкомитетом дыру пришлось сдвинуть вверх. Прошел турнир, были вручены медали, а через пол года мы увидели «свои» медали на Олимпиаде в Италии. Естественно, там принималось решение о том, какими будут награды не за пол года.
Тем самым хочу сказать, что таких совпадений очень много. Разумеется все сказанное не исключает факты плагиата… Но и это не уникально российская проблема.

3. Для «правильного» дизайна нужно «правильное» общество. Дизайн чрезвычайно конъюнктурная сфера человеческой деятельности. Он обслуживает потребности общества на данный момент развития. Поменяются потребности – поменяется дизайн. Кроме того, он серьезно связан с уровнем производственно-технологическ й базы. И будь ты семи пядей во лбу, тебе не удастся запустить тот же замечательный современный автомобиль на морально устаревшем конвейерном оборудовании с морально не готовым к инновациям производственным коллективом.

4. У нас пока качественный дизайн несоизмеримо дешев по отношению к расценкам западных студий. Знаю об этом от своих британских и американских коллег. Так что, ценам еще есть, куда расти. И остановить их может либо конкуренция, либо отсутствие клиентов.
5. «Я так вижу!»… Нууу….Это уже из анекдота. По-моему Вам просто не везло с дизайн-студиями.

Резюмирую:
Не стоит посыпать себе пепел на голову. Дизайн-студии в России быстро эволюционируют. На своем примере могу сказать, что в этом году у нас прибавились клиенты из Западной Европы и Канады. Безусловно, проблем более чем достаточно, но, уверяю, мы об этом думаем очень серьезно. Главное – не переставать удивляться и обучаться!

А // 06 октября 2008 — 11:19:16

Славинский не поймет...он не знает, что такое Баухауз.

Сергей Славинский // 06 октября 2008 — 12:23:33

про Баухауз знаю - есть такой магазин на Конюшенной, там для интерьеров оформления скупляюсь - золото маловато, но затейливые цацки выторговать можно - пацанам нравицца.

2Давид...
Попытаюсь возразить, хотя спасибо, очень основательно. Будет сложно, но:
1. На мой взгляд, школа есть. Но "продукт" школы слишком узок и абстрактен - он оторван от реальности, что наблюдается и в дипломных работах и в подходах к обучению. Если взять грубое классическое определение дизайна как "художественное проектирование" - то в дизайне российском больше художественного, чем технического. А дизайн - это всегда симбиоз. Произошла подмена понятий... дизайн - это не то как продукт выглядит, а то, как им пользоваться... Именно поэтому большинство работ российских красивые, но недоделанные, некомплексные. Среди работ западых больше pure design и меньше художественной вылизанности. Они научились (во многом благодаря русской дореволюционной школе: те же взаимоотношения Кандинского и Bauhaus) мыслить на более высоком уровне абстракции и более комплексно. Внутренняя логика между элментами продукта - вот что есть там, но нет здесь. Инна Кондакова - отличный автомобильный интерьерщик (с остальными не знаком), но она одна (точнее их 5 или 6)...
2. Я говорю о том, что мы не стесняемся копировать и выдавать копии за оригиналы. Здесь важно понять грань между вторичным дизайном (цитатами) и банальным (не-креативным) ходом в дизайне. Проблема в том, что наше копирование бездумно и безудержно. Этим кстати болеют еще и японцы...
3. Здесь возражений нет. Все правильно. Будем ждать новой "головы".
4. Не могу согласиться. Если взять средние цены по рынку - то да. Если отсеять тех, кто занимается бездумным украшательством - цены подскочат резко. Можно найти небольшую компанию в той же Британии или Франции (с наградами и из топ-20), делающую ту же работу в 2-3 раза дешевле крупного московского агентства. Но это надо искать. Примеры есть.
5. Да - ужасов много бывало. Но слава Богу, фильтровать успевали :-).

У меня в блоге висит цитата из интервью Джеймса Дайсона, наверное самого известного дизайнера-практика...

Проблема дизайна, которая не касается питерского рынка, а "висит" в мировом сообществе уже лет 20 - это проблема отсутствия связи между дизайном и инженерией...Точнее это проблема "потерянной" части дизайна - сейчас осталось лишь иллюстрирование. И если мы здесь решим ее быстрее других, тогда у нас будет карт-бланш :-)

referee // 06 октября 2008 — 12:42:07

Ну вот теперь и мэтры могут подключаться.
Конкретно началось....

Владислав // 09 октября 2008 — 21:20:39

Цитата: ... в образовании была 80-летняя пауза. Даже не пауза - дыра, в которую улетучивалась индивидуальность...
Комментарий: извините, нельзя ли узнать в каком учебном заведении в Европе или Америке преподавали дисциплину «дизайн» (или аналогичную) в 1922 году?

Цитата: ... он бессмысленен. Потому как для "правильного" дизайна нужен правильный маркетинг.... А для правильного маркетинга нужен правильный менеджмент...
Комментарий: ... а для правильного менеджмента нужен правильный рынок (не путать с базаром), а для того, что бы был правильный рынок нужен правильный игрок (т. е. такой, который играет по правилам), а для того, что бы был правильный игрок (заказчик) нужны правила, а для того, что бы были правила нужно, что бы эти правила были написаны. Далее две опции: если они не написаны, то их необходимо написать, а если написаны, то их нужно придерживаться, что в нашей молодой и прекрасной стране попросту не принято (конкретные примеры приводить надо?). А в том, что подавляющее большинство народонаселения придерживается не правил, а понятий дизайнеры не виноваты, просто такова ситуация и дизайнеры в большей или меньшей степени к ней приспосабливаются. Если ситуация на базаре изменится, то изменится и дизайнер, если изменится дизайнер, то изменятся работы...

... Теперь ответ на поставленный вопрос:
Цитата: У современного российского дизайна нет конкурентного будущего...
Комментарий: Если у совренменного российского продукта есть конкурентное будущее, то и у современного российского дизайнера есть конкурентное будущее, если нет, то ... да и хрен с ним. На базаре для гнилых помидоров броскую упаковку рисовать в соответствии с понятиями заказчика о визуальной культуре — легко!

Сергей Славинский // 10 октября 2008 — 05:58:02

2Владислав
По поводу возраста. - те же Балтхаупы, Домусы и пр... школ было достаточно и в то время. Если интересно - почитайте историю дизайна... Более того, если Вы не знаете - где-то м/у 50-ми и 60-ми дизайн "закончился". Это тоже исторический факт. Далее, благодаря общему экономическому спаду, пошло разделение, признанное сейчас для дизайна губительным - разделение, если упрощать "формы и содержания". Одни начали делать бутылки, другие этикетки... Поэтому сейчас дизайн в глобальном масштабе переживает трудные времена - началось возвращение к истокам... Это показательный пример - мы даже не знакомы с историей того, чем занимаемся.

Правила, понятия - это пустой треп, простите. Есть рынок. Ситуация такова, дизайнеры... Да не такова ситуация. Любимое наше дело - сразу говорить о народонаселении, российской ментальности, щедрости, жертвенности и т.п. А вот деньги не научились зарабатывать, делая качественный продукт. Народ, видите ли, виноват... Для того, чтобы дизайнер изменился, у него должен быть бэкграунд. А его нет. Что менять-то? Проблема не в этом. Проблема в том, что нынешний уровень образования не позволяет агентствам защищать приличные работы. Где-то увидели, где-то услышали, у кого-то дизайнеры с головой и руками... А клиент взял все и загубил... Почему? Потому как не смогли аргументированно обосновать и защитить... Попробуйте возразить...

А с последним тезисом соглашусь на 100%. Это хорошая ниша для российского дизайна.

Владислав // 10 октября 2008 — 07:36:07

Цитата: Балтхаупы...
Комментарии: Наутилусы, блин, пампмлиусы... — БАУХАУЗ, наверное, да Сергей? Это школа архитектуры и промышленного дизайнера в разбитой Германии, открытая сразу после второй мировой войны?
Цитата: деньги не научились зарабатывать делая качественный продукт...
Комментарий: а я о чем — только дизигнеры не научились?

Цитата: Потому как не смогли аргументированно обосновать и защитить...
Комментарий: для того, что бы обосновать и защитить нужно быть прежде всего бойким и п...здливым, еще хорошо бы выпить с заказчиком чего-нибудь такого, спросить как здоровье у его собаки. Очень хорошо получается аргументировать и защищать после написания статей о дизайне, при этом путая названия учебного заведения и магазина, торгующего шмотьем.

Владислав // 10 октября 2008 — 07:37:31

Опечатка — не после второй, а первой, естественно. Вроде в 1919 или 20 м.

Сергей Славинский // 10 октября 2008 — 08:00:53

Тоже опечатка, Баухауз, конечно :-)

Для того, чтобы обосновать, дизайн должен быть не творческим процессом, а инженерным (в самом широком понимании). При правильном подходе (когда дизайн не "визуализирует" что-то, а реализует определенные маркетинговые и технологические требования) каждый дизайнерский шаг - обоснован. Поэтому отказавшись от него, сконструированная модель - будь-то чайник или упаковка, разваливается.

Я не говорю сейчас об умении вешать лапшу на уши, парить заказчика и т.п. - рисуя ядра бренда и пирамиды Маслоу. Я говорю о сути, где не все так просто.

С таким подходом клиент уже не сможет манипулировать дизайном (и дизайнерами / агентством), потому как у творчества есть определенные рамки и критерии оценки, куда бОльшие, чем "нарвится/ не нравится (ЦА)"

А беда в том, что у нас дизайнеры выросли из иллюстраторов и живописцев. Поэтому креатив часто побеждает здравый смысл. Но дизайн - это не креатив. Дизайн - не то как выглядит. Дизайн - как это работает.

Вот пара примеров-несоответствий (ближайших)

- "защитная упаковка" для рыбы, от РОК 1 (Огилви которым промо делало). Красиво - вполне. Удобно - однозначно нет. Приходится пачкаться самому, пачкать кучу приборов и разделочную доску (попробуйте ее достать и нарезать).

- Иллановская капуста с клюквой. Отличная этикетка ("пять" за смелость). Но увы, для такого дизайна необходима совсем другая упаковка. Инновация (=мотив покупки) будет лежать уже не в сфере креатива этикетки, а в рамках формы банки и выкладки в ней продукта...

Это тоже дизайн... Но мы пока зашорены и думать можем только об этикетках. А это - украшательство. Но - не дизайн... Не надо подменять понятия.

Мужик Борат // 10 октября 2008 — 08:57:10

Эээ...Да Вы, Славинский, сторонник чистого функционального дизайна - и в печатной рекламе и в упаковке. То есть, по идее, стоите на той же позиции, что и Тарасов со своей 585. Нужна пропаганда, а не креатив. Символ чистого дизайна - Тетра-Пак и плакат со словом "Распродажа". Так?

Сергей Славинский // 10 октября 2008 — 09:03:42

Я сторонник "технической эстетики" - тобишь здравого смысла. А пока у нас либо красиво либо функционально - что и не устраивает. Надобно и то и другое - это называется словом "дизайн"

Мужик Борат // 10 октября 2008 — 09:25:54

А я думал всегда, что дизайн - это когда удобно и понятно. А еще, оказывается, красиво...
Славинский, с Вами все ясно.

viki // 10 октября 2008 — 10:53:22

эх боратушка-борат... поучился бы ты. а то хаять все умеем (как Славинский), а вот работать как он - нет.

Мужик Борат // 10 октября 2008 — 11:10:30

Да, Вики, действительно, учитесь, пора из продавцов рекламных модулей Вам во что-то более достойное переквалифицироваться...

Владислав // 10 октября 2008 — 15:00:53

Цитата: А беда в том, что у нас дизайнеры выросли из иллюстраторов и живописцев.
Комментарий: Мне кажется беды, в общем, никакой нет — есть «кўхня» (матом писать, кстате здесь можно? — я чесс слово матом не ругаюсь, я на нем говорю) — процесс, в который вовлечено некоторое число «инвалидов», которые на основании кем то проведенных «маркетинговых исследований» рисуют портрет ц. а. из которого следует, что ц. а. сплошь состоит из олигофренов, которых главное не испугать красивой упаковкой, а то вдруг подумают, что товар слишком дорогой. Но только олигофрены — это не те, которые ц. а., а те, которые брифы и т. з. пишут и не боятся вслух рассуждать о «лоу» и «хай» сегментах (ой, этот шрифтик больше лоу, а эта картиночка как бы хай), потом богажом всейго этого бреда приходят к заказчику и... говорят с ним на одном языке. А потом на рынке появляется какой-нибудь очередной страшный шедевр (страшный разумеется потому, что лоу-сегмент, т. к. хай-сегмент покупает автомобили только иностранного производства, а голову авторов заданий не приходит, что недорогой продукт то же может быть функциональным, удобным и симпатичным), с маразматическим названием, типа «Лада Калина» (читаем в словаре: «Калина — горькая, неприятная на вкус ягода»). А весь товар, производимый в стране это низкий ценовой сегмент — от нефти и автомобилей до шмотья и еды. Соответственно имеем то, что имеем, и дизайнеры тут непричем. Будет продукт — будет дизайн. На поставленный вопрос ответил, контраргументы привел, удачи.

P. S. Кстате, насчет Баухауза — так, «полярный волк» ему настал в 33-м году, разогнал его Гитлер, как рассадник коммунизма и не стало у них никакой школы, а ВХУТЕМАС при советах работал, и ВХУТНЕИН, и Институт пролетарских изобразительных искусств, и трансформировались они в архитектурные и художественные институты, и живы они до сих пор.

Сергей Славинский // 10 октября 2008 — 15:14:11

Владислав, у меня можно ругаться, но не знаю как это соотносится с политикой ресурса :-)
Вы совершенно правы - это как раз п. 3 в посте. Вот только неувязочка есть - понятие "продукт" включает в себя дизайн. Дизайнеры не оформляют "нечто", дизайнеры это создают... В том и проблема. В том и отличие. Дело в том, что поколение дизайнеров, занимающееся этикетками не сможет создать такой продукт. Конечно, я не обобщаю - я говорю о большинстве.
Но - Вы рассуждаете о дизайне, а я говорю - о продукте, предлагаемом дизайн-студиями и агентствами. Продукт - никуда не годный. Юридическое сопровождение, качество сервиса, сроки, стоимость - все можно поставить под сомнение. Продукт "дизайнерская услуга" на этом рынке сомнителен... вот в чем проблема... Даже при отличных дизайнерах - менеджмент и маркетинг в самих агентствах не дает возможностей к развитию. Все говорят о хай/лоу/позиционировании/марк тинг-миксе. Для клиентов. А сами делают "все для всех"... И фирменный стиль слобать, и этикетку, и рекламную кампанию... зато придумали хорошую маску "агентство полного цикла", потому как производство спасает убыточный креатив. Потому как не умеем управлять, расчитываем на лоббирование и откаты... Конкурентна ли эта позиция? Мне кажется - она и убивает наш дизайн...

Владислав // 11 октября 2008 — 00:24:50

Конкурентна!

«Если у меня будет заказ на продукт, что все евреи — это враги рейха, я его слобаю, будьте уверены, и историю изучу, и скомпелирую что-надо, и аргументирую, и визуальный ряд подберу (и даже в блогах без ошибок писать буду по-русски, из уважения к нации, даже кавычки « » — ёлочки ставить, даже тире (—), вместо знаков «минус», ей-богу), зделайте заказ и не жлобитесь за деньги на которые у меня будет работать копирайтер, дизайнер, в качестве арт-директора я потяну.»

Пропаганда-....

Только, «иўх», лично я этого делать не буду.
Пока я мыслю рационально никто не убедит меня, что...

Дальше подумаю, что писать в блоге...

Владислав // 11 октября 2008 — 01:28:24

Сергей, я тут помусорил в Вашем блоге немного, извиняюсь.

Новости

 30   декабря 14:50:43Итоги 2010 года в лицах 1 (1)
 29   декабря 12:11:37Oblako поработало руками (6)
 15   декабря 11:33:14LabelAble поиграл в кубики (13)

Обсуждения

Используете ли вы ненормативную лексику на рабочем месте?

Постоянно

Иногда

Всё зависит от заказчика/агентства, с которым работаю

В крайних случаях

Никогда